Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

История государства и права России. Учебник — Страница 449 — Ваш юрист

История государства и права России. Учебник

Нельзя сказать, что процесс слияния Советов крестьянских с Советами рабочих проходил гладко. III Всероссийский съезд крестьянских Советов, проходивший сразу после разгона Учредительного собрания, фактически проводился под прямым нажимом большевиков. Кроме того, понадобилось несколько лет на то, чтобы пролетаризировать Советы на селе. Под предлогом обострения Гражданской войны они повсеместно распускались и заменялись так называемыми комбедами (комитетами бедноты), в которых господствовали маргинализированные слои русской деревни. Именно опираясь на комбеды, большевики смогли относительно беспрепятственно под видом продразверстки грабить русскую деревню в годы Гражданской войны.

Промежуточный итог войны с крестьянскими Советами был закреплен в конституционных положениях 1918 г. согласно которым норма представительства от рабочих в пять раз была завышена по сравнению с нормой представительства от крестьян.

Органы власти и управления по Конституции 1918 г.

К лету 1918 г. система Советов наконец-таки была приведена большевиками в относительный порядок. Юридическим закреплением этого порядка послужила Конституция 1918 г. Согласно ее положениям «конструкция Советской власти» — такова была терминология первого советского Основного Закона — выглядела следующим образом.

Центральные органы Советской власти. Верховной и высшей властью в РСФСР наделялся Всероссийский съезд Советов (ст. 24 Конст.). Съезд созывался не реже двух раз в год (ст. ст. 12 и 26). Последнему положению явно не повезло, большевики очень скоро стали тяготиться подобной нормой, ограничивающей их власть. Новая редакция этой нормы 1922 г. разрешала созывать съезд только один раз в год (СУ РСФСР. 1922. № 4. Ст. 44). Предусматривалась возможность созыва чрезвычайных Съездов, что в годы Гражданской войны не было редкостью. Важно также отметить, что продолжительность «сессий» съезда никак не регулировалась. Это тоже может быть расценено как формальное ограничение его власти, несмотря на ее «верховный и высший» характер.

Конституция определяла численность съезда не прямо, а опосредованно, для чего предусматривалась специальная квота: один депутат от 25 тыс. городских избирателей и один депутат от 125 тыс. сельских избирателей (ст. 25). Почему было такое неравенство, объяснять, думается, не надо. Большевики считали крестьянство мелкобуржуазным по природе, которому только предстоит стать пролетарским (см. выше).

Законодательным, распорядительным и контролирующим органом съезда на время его перерывов между сессиями являлся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) (ст. 31). Численность его фиксировалась непосредственно в Конституции — 200 человек (ст. 28). Конституционная поправка 1922 г. увеличила ее до 386 человек. Но уже редакция Конституции 1925 г. отказалась от практики закрепления в тексте численности членов ВЦИК, указав: «Всероссийский Съезд советов избирает ВЦИК Советов в количестве членов, определяемом Съездом Советов» (ст. 21).

Редакция 1918 г. Основного Закона не знала такого важного подразделения ВЦИК, как его Президиум. Последний появляется благодаря конституционной новелле 1919 г. (СУ РСФСР. 1919. № 64. Ст. 578). Президиум являлся постоянно действующим органом ВЦИК, тогда как сам ВЦИК созывался не реже одного раза в два месяца (п. II Пост. VII съезда Советов «О советском строительстве»). Сама Конституция хранила молчание по поводу «легислатуры» ВЦИК или как, их называли, «пленумов». Новелла 1922 г. удлинила временные промежутки между пленумами ВЦИК. Теперь ВЦИК созывался не реже трех раз в год (СУ РСФСР. 1922. № 4. Ст. 44).

Пожертвование на развитие ресурса