В отличие от законодательства варваров наше древнее право не знало строго установленного числа соприсяжников-послухов по конкретным видам дел. Исключение составляет ст. 15 РП Кар. сп. (ср. ст. 18 РП Троиц, сп.), которая требует выставления семи послухов в случае поклепной виры. Варяг (иностранец вообще) может выставить двух. В законодательстве наших соседей, например западных славян, наоборот, градация установлена очень четко: один соприсяжник в случае обвинения в краже сена, два — при краже из кармана, пять — при краже из дома, шесть — при обвинении в нанесении кровавых ран, восемь — при убийстве рыцаря, одиннадцать — при защите княжей собственности.
Следующий вид доказательств, известных нашему праву, — Божий суд. Здесь принято различать жребий — продержался вплоть до XVII в., роту — очистительную присягу, ордалии — испытание водой или железом, поле — судебный поединок. Поле на Руси давалось даже женщинам, выставлять наймитов им запрещалось (ст. 119 ПСТ).
Письменные акты в виде доказательств известны в более поздний период. Псковская судная грамота указывает на «доски» — неформальный акт и «запись» — формальный акт, закрепленный через грамоты, копии с которых хранятся в ларе собора Св. Троицы во Пскове.
МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ПРАВА
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
§ 1. Организация государственной власти Золотой Орды. § 2. Право Золотой Орды.
§ 1. Организация государственной власти Золотой Орды
Социальная организация древних монголов.
К первой четверти XIII в. на огромных просторах Евразии от Тихого океана до Волги складывается кочевая империя Чингисхана. Империя эта расширяется до Карпат к середине этого же столетия. Империя явно не однородная. Изначально монголы представляли собой случайный союз нескольких племен. Различали кочевых (kier-u№-irge№) и лесных (hoyi№ irge№) монголов. Общим мнением ученых (академик Б.Я. Владимирцов, Л.Н. Гумилев, Г.Ф. Федоров-Давыдов и др.) подтверждается наличие крупных родоплеменных пережитков у монголов не только во времена Чингисхана, но и во времена значительно более поздние. Примеров этому можно привести множество.
Так, система наследования престола как великого каана, так и в улусах (наследственных уделах империи) до конца века оставалась родовой. Само наименование государства у монголов — ulus («народ-государство», «народ-удел») было связано с наименованием понятия «племя» (irge№). Понятие «имущество», так же как и понятие «племя» толковалось монголами через призму родовых отношений вплоть до эпохи Чингисхана, «золотой род» которого (род Борджигитов — Чингизидов) являлся единственным собственником всей империи, именовавшейся не иначе как Mo№ggol ulus. Даже при смешении племенных и других земель, возникшем после огромных территориальных захватов монголов, сохранялась «чересполосица» родовых владений Чингизидов: «В каждой из иранских областей, попавшей под власть монголов, ему [Бату] принадлежала определенная часть ее, и над тем округом, который составлял его удел, были поставлены его управители. Все главари и военачальники монгольские были подчинены ему [Бату] и смотрели [на него], как на его отца Туши [Джучи]» (Тизенгаузен. 1941. С. 15).