Органы власти и управления по Конституции 1977 г.
Своим появлением на свет эта Конституция, как известно, была обязана безудержному оптимизму коммунистов, ничем, естественно, не подкрепленному. Пообещав в 1961 г. построить к 1980 г. материально-техническую базу коммунизма, они вынуждены были изобрести особую стадию общественного развития на пути к коммунизму — развитой социализм. Люди путались, где ставить ударение в том слове. Развитой(-ый) социализм — это особая стадия, следовательно, необходимо закрепить особенности этой стадии в Основном Законе страны. На самом деле Конституция 1977 г. получилась в еще большей степени идеологическим документом, нежели акт 1936 г. Как следствие, степень фиктивности этой Конституции была еще большей.
Итак, высшим органом государственной власти СССР снова объявлялся Верховный Совет СССР (ст. 108). Организация его не претерпела никаких изменений. Совет Союза теперь формировался от избирательных округов с равным числом избирателей, а Совет Национальностей по-прежнему формировался от субъектов советской конфедерации, упорно именовавшейся коммунистами «федерацией». Союзная республика посылала 32 депутата, а прежние национальные округа были переименованы в «автономные». Срок легислатуры Совета устанавливался в пять лет. Расширялась номенклатура вопросов, разрешаемых непосредственно Президиумом Совета, но и опять они не выходили за рамки полномочий главы государства.
Совет Министров — Правительство СССР — продолжал оставаться высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти (ст. 128). В его структуре появилось новое организационное подразделение — Президиум «для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством и других вопросов государственного управления» (ст. 132). Президиум Совмина действовал на постоянной основе в составе Председателя Совмина, его первых заместителей и заместителей. В 1981 г. в Конституцию внесли единственную до 1988 г. поправку: «В состав Президиума Совета Министров СССР могут входить по решению Совета Министров СССР и другие члены Правительства СССР» (Вед. ВС СССР. 1981. № 26. Ст. 838).
Организация государственной власти и управления в союзных, автономных республиках и на местах не изменилась по сравнению с предыдущим конституционным актом. Только местные Советы были переименованы в «Советы народных депутатов». Срок их полномочий увеличивался до пяти лет.
1985 г. стал судьбоносным в жизни Советского Союза. Именно с этого года началась перестройка, начался обратный отсчет времени существования СССР.
Органы власти и управления в период перестройки.
Итак, что же такое перестройка, «reco№structio№», как говорили в это время на Западе? Обратимся, что называется, к первоисточнику: «Перестройка — это назревшая необходимость, выросшая из глубинных процессов развития нашего социалистического общества. Оно созрело для перемен, можно сказать, оно выстрадало их. А задержка перестройки уже в самое ближайшее время могла бы привести к обострению внутренней ситуации, которая, прямо говоря, заключала в себе угрозу серьезного социально-экономического и политического кризиса» [Горбачев. 1988. С. 11]. Примечательна сама по себе формула «назревшей необходимости», которую использовал Горбачев. Назревшая необходимость — это диалектическое перерождение познанной необходимости в отличие от непознанной — случайности. Таким образом, перестройка должна была, по мысли советников Горбачева, вряд ли он когда-нибудь читал Гегеля (диалектику этот вождь явно изучал не по Гегелю), стать не случайной мерой Советской власти, а глубоко органичной, вытекавшей из самой ее сути. В этом и был главный парадокс власти, которая самим фактом своего существования противоречила коренным законам человеческого сознания. Советская власть, будучи ошибкой разума, совершала самую главную свою ошибку — продолжала существовать! (Позволим себе парафраз онтологического доказательства бытия Советской власти, сформулированного отечественным философом Д.Е. Галковским): перестройка была такой же ошибкой, как и сама Советская власть!