Во исполнение резолюций XIX партконференции последняя сессия Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, чьи депутаты избирались еще при Андропове в 1983 г. приняла ряд поправок к Конституции СССР (Вед. ВС СССР. 1988. № 49. Ст. 727). Система органов Советской власти приобрела следующий вид. Высшим органом государственной власти СССР объявлялся Съезд народных депутатов СССР (ст. 108). Съезд состоял из 2250 депутатов. Из них 750 депутатов избирались от территориальных округов с равной численностью избирателей. Другие 750 депутатов — от национально-территориальных округов: по 32 от каждой союзной республики, 11 от автономной республики, пять от автономной области и по одному от автономного округа. Оставшиеся 750 депутатов избирались от общесоюзных общественных организаций (ст. 109). Последнее было явным новшеством. Фактически это было прямое представительство общественных организаций. Конституция гласила: «Выборы народных депутатов от общественных организаций проводятся на их съездах, конференциях либо пленумах их общесоюзных или республиканских органов» (ст. 95) 1 .
1 Законы об общественных объединениях и профессиональных союзах были приняты в конце 1990 г. (Вед. СНД и ВС СССР. 1990. № 43. Ст. 839; № 51. Ст. 1107).
Съезд народных депутатов из своего состава тайным голосованием избирал теперь уже постоянно действующий Верховный Совет Союза ССР (ч. 2 ст. 111 Конст.) Верховный Совет по-прежнему состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей, но теперь ежегодно одна пятая часть их депутатов подлежала переизбранию. Иными словами, проводилась ротация членов Верховного Совета.
Конституция в ст. 125 провозглашала теперь создание Комитета конституционного надзора (Вед. ВС СССР. № 49. Ст. 727). Согласно Закону 1989 г. «О конституционном надзоре в СССР». Комитет назначался Съездом народных депутатов в составе 25 человек из числа специалистов в области политики и права (ст. 5 Зак.). Срок полномочий членов Комитета устанавливался в 10 лет (ст. 6). Необходимо подчеркнуть, что положение этого нового органа скорее напоминало статус специальной комиссии народного представительства, нежели полноценного органа конституционной юстиции. Комитет в судебную систему СССР не входил.
Наконец, в марте 1990 г. учреждается пост Президента СССР (Вед. СНД и ВС СССР. 1990. № 12. Ст. 189), к которому переходят полномочия Председателя Верховного Совета, Президиум последнего упразднялся еще по новеллам 1988 г. Президент избирался Съездом народных депутатов сроком на пять лет. Параллельно этому преобразованию Совет Министров СССР стал Кабинетом Министров, для статуса которого было характерно двойное подчинение: и Президенту и Верховному Совету СССР (Вед. СНД и ВС СССР. 1991. № 1. Ст. 3).
Союзные и автономные республики шли в своем конституционном развитии, можно сказать, рука об руку с союзным центром.
* * *