Положение усугублялось тем, что в Чечено-Ингушетии на волне борьбы с ГКЧП к власти порвались радикальные националистические силы. Паллиативом явилось решение о разделе Чечено-Ингушетии на Чечню и Ингушетию, на две республики. Решение о создании Ингушской республики в составе РФ было принято в декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов России.
Но даже позиция Татарстана и Чечни по Федеративному договору 1992 г. являлась не столь непреодолимой, гораздо серьезнее была сама ситуация, созданная Договором. Новое руководство России фактически продолжило политику коммунистов по автономизации теперь уже исторического ядра страны. Сам характер федеративной связи становился договорным. Следовательно, судьба Федерации оказывалась в подвешенном состоянии. Договор — это временное явление, существующее, пока существует его causa fi№alis. Субъекты договорной Федерации, неправомерно именовавшиеся «государствами», оказывались в неравном положении, статус республик отличался от статуса краев и областей. Российская Федерация сохраняла в наследстве от СССР национальный характер собственных субъектов. Национальный характер Федерации убийствен для нее, что доказала судьба СССР, Чехословакии и Югославии (СФРЮ). Тем не менее новая Конституция России 1993 г. в некотором роде сняла эти проблемы, но не до конца. Вопросы, безусловно, остаются.
Решение второй проблемы — установление новых конституционных основ государственного строя — привело к острейшей фазе гражданской войны, к трагедии начала октября 1993 г. Противостояние Президента РФ и Верховного Совета РФ, исполнительной и законодательной власти имело глубокие корни. По сути это был спор о дальнейшем развитии страны, сохранит ли она себя хотя бы как региональная держава или превратится в сырьевой придаток Запада.
Кризис разразился с принятием Ельциным Указа от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (САПП РФ. 1993. № 39. Ст. 3597). Данный акт как совершенно незаконный, неконституционный вызвал противодействие со стороны Верховного Совета и Конституционного Суда России. В ответ Ельцин применил военную силу — расстрелял здание Совета с его защитниками из танков, после чего подверг аресту руководителей оппозиции его курсу. После подавления сопротивления в Москве Ельцин провел ряд мероприятий по роспуску Советов по всей стране. Некоторые из них, впрочем, отказались распуститься. Легитимировать государственный переворот post factum призвана была новая Конституция, референдум по которой состоялся в декабре 1993 г. Конституция не предусматривала существование каких бы то ни было форм Советской власти, тем самым семидесятишестилетнее господство Советов в России закончилось, политико-юридический феномен Советской власти канул в Лету.
§ 4. Коммунистическая партия в механизме Советской власти
Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) являлась единственной правящей партией в СССР. Надо заметить, что с середины 20-х гг. прошлого века она являлась единственной легально существующей политической организацией. Именно этот ее характер делал само слово «партия» крайне двусмысленным в русском языке советского периода. Как совершенно правильно писал американский советолог Леонард Шапиро, «возьмем, к примеру, слово «коммунистическая партия». Традиционно, этимологически «партия» означает определенную группу людей, выделяющуюся из остальной массы, чья цель — обладание государственной властью наряду с аналогичными группами. В советском словоупотреблении этот термин применим только к одной группе, осуществляющей реальную монополию на власть, а на идеологическом уровне получающей санкцию на такую монополию» [Schapiro. 1965. С. 12]. Лучше и не скажешь.