Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

История государства и права России. Учебник — Страница 467 — Ваш юрист

История государства и права России. Учебник

Однако формально государственный статус Компартии был закреплен только в Конституции СССР 1936 г. в ст. 126, которая гласила: «Наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». «ВКП(б)» партия стала называться с 1925 г. и, наконец, в 1952 г. на своем XIX съезде она была переименована в КПСС.

Более обстоятельно роль и значение КПСС определялись ст. 6 Конституции СССР 1977 г. Статья гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма». Точнее и яснее не скажешь.

Это законодательное закрепление роли КПСС предполагало, что партия обладает рядом функций, посредством которых осуществляет свою власть. Являясь «высшей формой общественно-политической организации», партия руководила обществом по направлениям. Первым, самым приоритетным по определению, было идеологическое направление. Это направление обусловливалось самим характером политической партии, объединяющим элементом которой стало единомыслие входящих в нее людей. При этом идеи, служившие тому, вокруг чего происходит объединение единомышленников, становились своего рода жизненными ценностями этих людей. Иными словами, то, за что не жалко пожертвовать жизнью. В первоначальный период истории Советской власти таких жертвователей было очень много. Примечательно, например, что многие «оппортунисты» из партийной среды — жертвы репрессий конца 1930-х гг. — самопожертвование доводили до того, что следователям НКВД не составляло большого труда заставить их совершить самооговор, мотивируя его тем, что «так надо партии», «так нужно для строительства социализма в СССР». Это взаимное истребление «критически мыслящих личностей» в партии привело к тому, что партия вскоре идейно переродилась, вряд ли кто-нибудь из ее функционеров всерьез верил в коммунизм. Но это не мешало КПСС посредством жесточайшей цензуры контролировать мысли и чувства советских людей.

Идеологическая борьба шла на нескольких направлениях. В первую очередь КПСС посредством пропаганды не только боролась с носителями чуждой идеологии. Под «чуждой идеологией» в Советском Союзе понималось довольно широкое явление — от исповедования религии до увлечения, например, джазом («Сегодня слушает он джаз, а завтра Родину продаст!» — советская поговорка 1950-х гг.). Немаловажное значение имела пропаганда успехов Советской власти. На этой стезе коммунисты не стеснялись приписывать все победы народа себе, а поражения — наследию царского режима, «родимым пятнам капитализма», как тогда говорили, используя слова Маркса. Классическим примером подобного воровства является объявление КПСС главным вдохновителем и организатором советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.

Пожертвование на развитие ресурса