Итак, первый лукавый Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» большевики выпустили уже в январе 1918 г. (СУ РСФСР. 1918. № 18. Ст. 263). Именно этот акт заложил основы политики безбожной власти по искоренению веры в России. Несмотря на декларируемую свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (п. 3 Декрета), все религиозные учреждения России (не только православные) одним махом были лишены всего имущества. «Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют» (п. 12 Декрета). Тогда же был сформулирован тезис, что вся собственность религиозных учреждений является производной от государственной, хотя очевидно, что это не так. Этот же Декрет вводил ограничения на публичное отправление культа: «Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Светской республики» (п. 5 Декрета). Понятно, что перед нами софизм; если общественный порядок против религии, то любая религиозная церемония в любой форме противоречит общественному порядку. Кроме того, такая норма все годы Советской власти толковалась расширительно. Но не это главное, в УК РСФСР 1922 г. она получила развитие: «Публичные нарушения или стеснения религиозными обрядами или культовыми церемониями свободы движения других граждан вопреки закону или обязательному постановлению местной власти караются принудительными работами или штрафом до 300 рублей» (ст. 227). Именно эта норма наложила запрет в СССР на любые публичные религиозные церемонии. Так, например, крестные ходы на Пасху коммунисты стесняли всеми возможными способами до конца своей власти.
Во исполнение январского 1918 г. Декрета Наркомат юстиции в августе того же года выпустил инструкцию «О церковных и религиозных обществах», которой регулировался порядок жизнедеятельности приходов (СУ РСФСР. 1918. № 62. Ст. 685). Приход теперь мог состоять только из граждан не моложе 20 лет и в количестве не менее 20 человек (ст. 6 Инстр.). Этому коллективу местный Совет передавал в бессрочное и безвозмездное пользование государственное имущество в виде церковного здания. В 1923 г. была издана новая инструкция «О порядке регистрации религиозных обществ». Этот акт требовал большего числа членов для регистрации (п. 5 Инстр.). По-прежнему приходы и религиозные общества не обладали правом юридического лица. Наконец, в 1929 г. выходит Постановление ВЦИК РСФСР, которым регулировалось положение любых религиозных обществ в СССР до 1990 г. Впрочем, для союзных республик с преобладающим в них мусульманским населением издавались сепаратные акты, образцом для них служило постановление 1929 г. Согласно этому постановлению религиозным обществом объявлялось «местное объединение верующих граждан, достигших 18-летнего возраста, одного и того же культа, вероисповедания, направления или толка, в количестве не менее 20 лиц, объединившихся для совместного удовлетворения своих религиозных потребностей» (п. 3 СУ РСФСР. 1929. № 35. Ст. 353). Общества не имели прав юридического лица, им воспрещалось создавать кассы взаимопомощи, оказывать материальную поддержку своим членам (п. 17). Любая форма благотворительности в СССР была запрещена! Любое религиозное образование в СССР до 1944 г. было запрещено! Частные школы преследовались. Вся религиозная деятельность была поставлена под надзор ОГПУ в лице специального отдела. В 1943 г. при СНК СССР образуется Совет по делам Русской православной церкви «для осуществления связи между Правительством СССР и Патриархом Московским и всея Руси по вопросам Русской Православной церкви, требующим разрешения Правительства СССР», — говорилось в Постановлении. Для других культов подобный Совет был создан годом спустя — в июне 1944 г.