Именно эти два учреждения, вскоре слитые воедино, составили главный орган по вмешательству государства в религиозную жизнь своих граждан — Совет по делам религии при Совете Министров СССР. Поразительно, но даже под занавес своей власти коммунисты цеплялись за любую возможность контролировать мысли и чувства граждан России. Так, принимая в 1990 г. Закон «О свободе совести и религиозных организациях», они предусмотрели в нем возможность создания особого государственного органа СССР по делам религий (ст. 29 Вед. ВС СССР. 1990. № 41. Ст. 813). Важно подчеркнуть, что аналогичный закон РСФСР, принятый год спустя, уже не предусматривал этого. Пожалуй, только с даты принятия этого Закона, с 1991 г. можно говорить об освобождении религии в России от государственного вмешательства.
* * *
Религиозная политика Советской власти предусматривала искоренение веры в Бога как социального и духовного явления. Коммунистам необходим был человек, лишенный морального наследия десяти заповедей, им нужно было существо, похожее на Адама до того, как он вкусил от древа познания, т.е. абсолютная tabula rasa, не способная отличить добро от зла. Этим объясняется появление кощунственного «морального кодекса строителя коммунизма», пародирующего святые догматы. Этим же объясняются и все меры Советской власти, неисчислимые по своему организационному многообразию, направленные на достижение только одного — упразднения Церкви как Божественного установления.
§ 6. Развитие судебных и карательных органов
Советского государства
Пожалуй, ни в какой другой части государственного аппарата не проявилась вся двусмысленность Советской власти, как в области правосудия. Никогда за тысячелетнюю историю Россия ее государственность не знала таких массовых репрессий и внесудебных расправ с собственным народом. Никогда беззаконие не творилось с таким масштабом органами, призванными охранять закон, как это было в советскую эпоху.
Согласно своей цели — сломать государственный механизм буржуазного государства — большевики упразднили дореволюционную судебную систему. Эту систему, надо заметить, Временное правительство лишь косметически подновило, убрав наиболее одиозные последствия «контрреформ» Царя Миротворца. Так, уже 25 марта 1917 г. Временное правительство образовало комиссию для восстановления основных положений Судебных уставов при Министерстве юстиции (Вест. В.П. 1917. № 18/64). Этим же постановлением учреждался Временный высший дисциплинарный суд для рассмотрения дел, непосредственно касавшихся судебного корпуса. Интересно отметить, но в состав этого Суда входили представители, избиравшиеся Петроградским и Московским совдепами. Далее, Правительство упраздняло особые присутствия при Сенате, судебных палатах и окружных судах. Была также восстановлена в полном объеме деятельность мировых судов. Особым постановлением Временное правительство наделило мировых судей новой компетенцией, придав этим учреждениям новое устройство (Вест. ВП. 1917. № 51/97). Ситуация тем не менее изменяется в корне после 25 октября 1917 г.
Развитие советского законодательства о судебных органах.