Наряду с народными судами действовали революционные трибуналы, сведенные к 1921 г. в единую систему, возглавляемую Верховным трибуналом при ВЦИК РСФСР (СУ РСФСР. 1921. № 51. Ст. 294). Также следует указать на судебные полномочия такого ведомства, как ВЧК.
Особо следует остановиться на вопросе «качества» судебного корпуса. Оно, это качество, было катастрофически низким. Вот, например, какие требования к народному судье предъявлял закон: «1) иметь право избирать и быть избираемыми в Советы… 2) иметь политический опыт работы в пролетарских организациях, партии, профессиональных союзах, кооперативах, фабрично-заводских комитетах и советских учреждениях, 3) иметь теоретическую или практическую подготовку для должности народного судьи. Постоянный народный судья должен безусловно удовлетворять первому и хотя бы одному из последних двух» (ст. 12 Пол. о нарсуде 1920 г.). К сожалению, подобное непростительное отношение к качеству судьи как профессиональному юристу составило в СССР традицию, сохранившуюся до последних лет его существования. Общий образовательный уровень советского судебного корпуса всегда заставлял желать лучшего.
После реформы 1922 г. картина судебных инстанций РСФСР резко меняется. Согласно Положению о судоустройстве в РСФСР (СУ РСФСР. 1922. № 69. Ст. 902) в Республике с 1 января 1923 г. учреждалась следующая система судебных установлений.
Судом первой инстанции продолжали оставаться народные суды, их компетенция не претерпевала существенных изменений. Советы народных судей были упразднены. Судом второй инстанции, рассматривавшей кассационные жалобы, стали губернские суды. Помимо обжалования дел губернские суды по первой инстанции стали рассматривать дела, перешедшие к ним от революционных трибуналов. Высшей судебной инстанцией становился Верховный Суд РСФСР, которому вверялось надзорное и кассационное производство по решениям нижестоящих судов. Верховный Суд также рассматривал особые категории дел по так называемым наиболее важным преступлениям.
Образование СССР привело к возникновению высшей судебной инстанции Союза — Верховного Суда СССР, полномочия которого, надо это заметить, были первоначально довольно скромными. Статья 43 Конституции СССР 1924 г. наделяла Верховный Суд правом дачи верховным судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам союзного законодательства, правом надзора 1 за решениями этих судов, причем окончательное решение принимал ЦИК СССР по представлению Верховного Суда. В компетенцию Верховного Суда СССР входило рассмотрение споров между самими республиками, а также «дача заключений по требованию ЦИК Союза ССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции» (п. «в» ст. 43 Конст. 1924 г.). Суд рассматривал дела по обвинению высших должностных лиц СССР.
1 Напомним, что в советском процессуальном праве кассационное обжалование допускалось по решениям суда, не вступившим в законную силу, тогда как надзорное производство открывалось по решениям, уже вступившим в силу.
Союзные основы судопроизводства (СЗ СССР. 1924. № 23. Ст. 203) окончательно, можно так сказать, установили в стране систему, делившую судебные установления на союзные и республиканские. К союзным относились Верховный Суд и органы специальной юстиции, например военные трибуналы; к республиканским — народные суды, губернские суды, суды автономных республик (которые именовались то «высшими», то «главными»), верховные суды республик. В 1929 г. компетенция Верховного Суда СССР была существенно расширена (СЗ СССР. 1929. № 50. Ст. 445). В 1930 г. специальная юстиция в СССР была дополнена железнодорожными линейными судами (СЗ СССР. 1930. № 57. Ст. 601). Три года спустя они напрямую были подчинены ведомству Верховного Суда СССР (СЗ СССР. 1933. № 55. Ст. 324). В 1934 г. к надзорной власти Верховного суда СССР были отнесены специальные транспортные суды (СЗ СССР. 1934. № 33. Ст. 251).