С 1924 г. граждане СССР могли по взаимному согласию обратиться для разрешения своего спора в третейский суд (СУ РСФСР. 1924. № 78. ст. 783). С указанного года Положение о третейском суде стало особым приложением к ГПК РСФСР и, следовательно, союзных республик.
Комитет конституционного контроля. Еще одним квазисудебным органом стал образованный в эпоху перестройки Комитет конституционного контроля СССР, в подражание которому были созданы аналогичные органы в структуре власти РСФСР (Вест. СНД и ВС РСФСР. 1989. № 4. Ст. 1303). Полноценным судебным органом Комитет стал позднее (Вест. СНД и ВС РСФСР. 1990. № 29. Ст. 395).
Товарищеский суд. Подобного рода орган появился в 1919 г. под названием «рабочий дисциплинарный товарищеский суд» (СУ РСФСР. 1919. № 56. Ст. 537). Цель создания этих квазисудебных органов определялась следующим образом: «в целях поднятия трудовой дисциплины и производительности труда до наивысших пределов и целесообразного использования всех производительных сил, имеющихся в стране». Суды «учреждались на всех предприятиях, а также при местных отделах профессиональных союзов». Первоначально компетенция этого органа была довольно скромной: «нарушение всеми работающими в предприятиях и учреждениях общего нормального положения о тарифе, специальных дополнений к нему, правил внутреннего распорядка, а также постановления союзных органов о трудовой и союзной дисциплине» (ст. 2 Пол. 1919 г.). Но вот право наложения наказаний этим «судом» было несоразмерным его компетенции: от объявления выговора до «увольнения из предприятия с передачей в концентрационный лагерь» (ст. 9 Пол. 1919 г.).
С течением времени в деятельности товарищеских судов наметилась иная тенденция. Уже новое Положение о дисциплинарных товарищеских судах 1921 г. (СУ РСФСР. 1921. № 23 — 24) внесло в сферу его компетенции уголовный элемент: дела о мелких хищениях на рабочем месте и т.п. Еще позднее компетенция этих судов расширяется за счет дел «о распитии спиртных напитков в общественных местах, дворах, подъездах», «оскорблении, клевете, побоях и мелких телесных повреждениях», «о невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями, опекунами или попечителями обязанностей по воспитанию детей» и прочие мелкие дела (ст. 7 Пол. 1979 г.), что, несомненно, разгружало низовые судебные инстанции от текучки. Но вот сфера дисциплинарной власти товарищеского суда к 1970-м гг. подверглась ограничению. «Суд» мог «обязать принести публичное извинение» или «поставить перед руководством предприятия вопрос об увольнении». Товарищеский суд также мог рассматривать гражданские иски ценой не свыше 50 руб. (после реформы 1961 г.), а также налагать небольшие денежные штрафы за мелкие административные прегрешения (Вед. ВС РСФСР. 1977. № 12. Ст. 254).
Органы внесудебной репрессии.
Пожалуй, самыми безобидными из данного ряда органов были «туземные органы власти северных окраин», на которые еще с 1928 г. были возложены функции суда (СЗ СССР. 1927. № 32. Ст. 330). Безусловно, самую печальную славу главного органа внесудебной расправы заслужил «вооруженный отряд партии» — органы государственной безопасности.