ВЧК получает впервые право на бессудный расстрел по Декрету СНК РСФСР от 21 февраля 1918 г. Другим Постановлением СНК от 5 сентября 1918 г., получившим печальную известность «О красном терроре», ВЧК получила право вдобавок к расстрелам помещать «врагов народа» без суда в концентрационные лагеря и другие места заключения (СУ РСФСР. 1918. № 65. Ст. 710). Тогда же чекисты получают право ссылки и административного выселения лиц, признанных неблагонадежными. В это время административная власть советского наркома и его заместителей расширяется настолько, что они могли поместить любого из сотрудников своего аппарата под арест в ЧК сроком на две недели. Эти две недели подчас растягивались на месяцы. Таким образом, большевики перевоспитывали старые буржуазные кадры, услугами которых им приходилось пользоваться.
Последующее законодательство только расширяет пределы внесудебной репрессии. Так, п. 2 Декрета ВЦИК от 17 февраля 1919 г. гласил: «При наличии вооруженных выступлений (контрреволюционных, бандитских и т.п.) за чрезвычайными комиссиями сохраняется право непосредственной расправы для пресечения преступлений» (СУ РСФСР. 1919. № 12). Вот это «право непосредственной расправы» и явится в дальнейшем своего рода legitimatio causa внесудебных полномочий «карающего меча революции».
Одним из первых структурных подразделений ВЧК, занятым непосредственно расправой, исследователи называют революционный трибунал по делам о спекуляции, созданный при ВЧК 21 декабря 1919 г. Однако без преувеличения можно сказать, что вся Комиссия целиком, что называется i№ corpore, представляла собой один большой орган внесудебной расправы. Действия чекистов в конце концов вызвали протесты даже среди правоверных коммунистов, поэтому IX Всероссийский съезд Советов принял 28 декабря 1921 г. известное постановление, положившее начало реорганизации ВЧК. «Съезд считает, — говорилось в постановлении, — что ныне укрепление Советской власти вовне и внутри позволяет сузить круг деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии и ее органов, возложив борьбу с нарушениями советских законов на судебные органы» (СУ РСФСР. 1922. № 4. Ст. 42). В феврале 1922 г. ВЧК упраздняется, но ее функции передаются Главному политическому управлению (ГПУ), которому уже 16 октября того же 1922 г. дается право «внесудебной расправы вплоть до расстрела в отношении всех лиц, взятых с поличным на месте преступления при бандитских налетах и вооруженных ограблениях». НКВД, ставший правопреемником ВЧК (СУ РСФСР. 1922. № 16), получил право административной высылки «лиц, причастных к контрреволюционным выступлениям» (СУ РСФСР. 1922. № 51).
Образование СССР возвысило ГПУ, которое стало теперь Объединенным управлением. Рост административного могущества этого органа выразился в принятии ЦИК СССР Положения о правах ОГПУ в части административных высылок и заключения в концентрационный лагерь. Этим Положением образовывалось Особое совещание (ОСО) при ОГПУ в составе трех членов коллегии ОГПУ и представителя прокуратуры. Одновременно расширялись права коллегии ОГПУ на применение непосредственной расправы в качестве уголовной репрессии. В апреле 1927 г. ОГПУ получает право внесудебной репрессии по делам о «вредительстве»; это поручение ЦИК СССР стало применяться по аналогии. В октябре 1929 г. в аппарате ОГПУ появляются печально известные «тройки» для «предварительного рассмотрения законченных следственных дел и последующего доклада на судебных заседаниях коллегии или Особого совещания» [О внесудебных органах. 1990. № 10. С. 81]. Конечно, не стоит обманываться на счет преюдициального характера подобных решений, все они фактически представляли собой se№te№tio fi№alis.