В дальнейшем права «троек» и ОСО только расширились. Коллективизация спровоцировала наделение их правом непосредственной расправы для «ликвидации кулачества как класса». Тогда появляются «тройки» на местах, куда помимо представителя ОГПУ входили районный прокурор и секретарь райкома ВКП(б). В августе 1933 г. в компетенцию «троек» входят дела, связанные с нарушением паспортного режима.
В 1934 г. ОГПУ ликвидируется и сливается с аппаратом НКВД СССР, в составе которого продолжило существование ОСО, наделенное уже правом заключать лиц в лагеря сроком до пяти лет или выдворять их за пределы СССР. В мае 1935 г. в канун так называемого великого террора, хотя этот террор в отношении русского народа никогда не прекращался, на местах, на уровне область — край, образуются «тройки» в составе представителя НКВД, начальника областной милиции и начальника отдела НКВД, в ведении которого находятся дела подлежащих репрессии лиц. В 1937 г. в дополнение к «тройкам» образуются «двойки» из представителя республиканского НКВД и начальника УНКВД. В ноябре 1938 г. «тройки» и «двойки» были ликвидированы, но ОСО при НКВД СССР осталось. В составе главного карательного органа Советского Союза ОСО продолжило свою работу вплоть до 1 сентября 1953 г.
И еще одна важная, но малозаметная деталь. Дело в том, что только в 1958 г. было принято принципиальное решение о принятии на работу в органы государственной безопасности лиц исключительно с высшим образованием. До этого образовательный уровень чекистов, полагаем, что сознательно, принижался. Малограмотного, а то и невежественного человека легче заставить выполнять любые приказы.
Важно подчеркнуть, что под конец своей власти партия все же отважилась на более или менее здравую юридическую оценку внесудебной репрессии. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. все эти органы были квалифицированы как «антиконституционные». Весьма слабое утешение для миллионов замученных, не правда ли?
Органы советского следствия.
Декрет о суде 1917 г. № 1 вверял народному судье самому осуществлять следствие! Тем не менее эта инквизиция долго продолжаться не могла, поэтому Декрет о суде № 2 уже учреждал окружные следственные комиссии (СУ РСФСР. 1918. № 53. Ст. 597). Однако окончательно этот Декрет, как и последующие, так и не изъял право предварительного следствия у народных судей. Этого инквизиционного полномочия судьи лишились только по «судебной реформе» 1922 г.!
В целом, однако, до 1922 г. следствием в Советской России занималось довольно большое количество органов: следственные комиссии ревтрибуналов, ВЧК, агенты Наркомпрода, военные комиссары, даже наркомы (СУ РСФСР. 1918. № 35. Ст. 468). Особая отрасль советского следствия была представлена в лице института военных следователей (СУ РСФСР. 1918. № 80. ст. 842). Не гнушались ведением следствия обычные органы Советской власти. Тем не менее определенной вехой на пути становления советского следствия стало Положение о Нарсуде 1920 г. (СУ РСФСР. 1920. № 83. ст. 407). В этом акте Советская власть отказывается от проведения коллегиального следствия в связи с учреждением такого органа, как народный следователь (ст. 28 Пол.). Согласно этому Положению территория уезда делилась на следственные участки, в каждом из которых исполком губернского Совета назначал по следователю. Такой же порядок предусматривался для городов. Именно тогда в советском праве появляется требование, предъявляемое к профессиональным качествам следователя. Теперь следователь должен «иметь теоретическую или практическую подготовку для должности советских следователей» (п. 2 ст. 31 Пол.). При производстве следствия следователи имели «право требовать содействия милиции, уголовного розыска и других учреждений и лиц».