По чисто советским понятиям всю наличную валюту граждане должны были безвозмездно сдать государству, впрочем, сначала открыли сеть валютных магазинов (торгсинов — от «торговля с иностранцами»), где граждане могли покупать товары повышенного спроса. Описание происшествия в одном из таких валютных магазинов мы также можем найти на страницах романа М. Булгакова. Однако азиатское начало быстро взяло верх и коммунисты приступили к принудительному изъятию ценностей и валюты. Повальные обыски у буржуазии, чем занимались чекисты раньше, результатов не приносили. Тогда перешли к методам, напоминавшим средневековое драгонерство — этим термином во Франции эпохи a№cie№ regime обозначали один из видов выбивания налогов из местного населения, которому на постой ставили солдат-драгун, отсюда и такое название. Несчастные граждане были обязаны содержать драгун за свой счет, терпя от них издевательства, которыми те пытались выудить у хозяев деньги.
Вот приблизительно этой практики стали придерживаться большевики. Несчастную жертву сначала приглашали в местный орган ОГПУ, где с ней велась вежливая беседа о важности строительства социализма в СССР. Если жертва быстро понимала всю необходимость построения социализма на ее, жертвы, деньги, то с ней расставались: жали руку, приглашали «заходить еще». Если же жертва оказывалась несознательной, то переходили к психологическим методам обработки. Жертву, официально не арестованную, например, подсаживали в камеру с уголовниками, могли сутками держать в камерах с минусовой или высокой температурой, могли кормить только селедкой и не давать воды, могли заставлять часами стоять в неудобной позе, сутками не давали спать. Наконец, был еще один метод просвечивания, как правило, самый эффективный — арестовывали родных жертвы и шантажировали ими несчастного. Так что граждане сдавали валюту согласно финплану ОГПУ. У чекистов тоже были свои плановые задания!
§ 7. Источники советского социалистического права
Общее учение марксизма о праве.
Парадокс, казалось бы, сам Карл Маркс — дипломированный юрист, кому как не ему испытывать пиетет к праву и государству, но он вслед за отрицанием современного ему государственного порядка стал отрицать один из важнейших устоев общества вообще — право как таковое. Маркс объявил право, как и все остальное, относимое им к надстройке, иллюзией, явлением, не имеющим реальных оснований в мире, за исключением самого галлюцинирующего субъекта, подвергнутого капиталистической эксплуатации. Освобождение от иллюзий требовало развернутой критики «действительности» с позиции реального основания — производственных отношений. Таким образом, марксистская теория права, если ее, конечно, можно назвать теорией, убийственно повлияла на советскую юридическую науку.
Первое, право представляет собой систему воззрений, которую лучше всего передает такой термин, как «идеология». Фактически марксизм — это еще одна попытка метафизического объяснения права. Отказывая праву в праве на объяснение того, как оно есть (a№ sich), Маркс стремился внести в правопонимание собственную концепцию.