* * *
Тот факт, что государство монголов не развалилось сразу же после смерти своего основателя, историки объясняют в основном крайне удачным выбором преемника — «добродушный пьяница Угедей», как назвал его Л.Н. Гумилев, не обладал губительными для единства государства амбициями. Но после смерти Угедея распри среди Чингизидов — ближайших потомков Чингисхана — только усиливаются. Возникает острое противостояние между двумя внуками (от разных сыновей) Чингисхана: Гуюка и Бату (Батыя) 1 . Временно победу одерживает Гуюк, но царствует недолго.
1 Кстати, интересная подробность: Гуюк исповедовал христианство (несторианского толка), а Бату был язычником-шаманистом.
«Когда Гуюк сошел в ад, то сыновья Чагатая (второго сына Чингисхана. — М.И.) потребовали царство себе. У них было много приверженцев и конницы, и они не соглашались на воцарение Менгу-хана. Началось это дело так: когда Гуюк переселился из мира сего, то все старейшины войска монгольского обратились к Бату: «Тебе следует быть царем нашим, так как из рода Чингиса нет никого старше тебя, престол и корона, и владычество прежде всего твои». Бату ответил: «Мне и брату моему Берке принадлежит уже в этом крае [Дешт-и-Кипчак] столько государств и владений, что распорядиться им [краем] да вместе с тем управлять областями Чин, Туркестана и Аджем невозможно. Лучше всего вот что: дядя наш Тули, младший сын Чингисхана, умер в молодости и не воспользовался царством; так отдадим царство сыну его и посадим на престол царский старшего сына его, Менгу-хана. Так как на престол посажу его я, Бату, то на самом деле владыкою буду я!». Все согласились с этим мнением» (Тизенгаузен. 1941. С. 15 — 16).
Но в дальнейшем междоусобие только продолжилось.
В 1269 г. на реке Талас состоялся курилтай, на котором был установлен мир между улусами Угедея, Джучи и Чагатая и скреплен союз против Хулагидов Ирана, с которыми к тому времени начала враждовать Золотая Орда. На этом же курилтае был принят договор, объявлявший улусы старших сыновей Чингисхана самостоятельными государствами, что закрепило раздел империи. Тогда же на 60-е и 70-е гг. XIII в. приходится ряд восстаний покоренных народов, прежде всего Руси, против имперских чиновников, откупщиков и их злоупотреблений. В результате русским князьям поручается собирать и отвозить дань в Золотую Орду. Русь начинает свое административное обособление, но пока еще в рамках Дешт-и-Кипчак, более известного как государство Золотой Орды.
Организация государственности Золотой Орды.
Сама Орда явилась совершенно новым государственно-правовым образованием монголо-татар. Термин orda изначально обозначал только ставку хана. С течением времени значение этого слова уточняется. Так, у Сигизмунда Герберштейна слово «орда» употребляется для обозначения «множества», «собрания» (Герберштейн. 1988. С. 167). Михалон Литвин, перечисляя татарские орды, кочевавшие в XIV столетии на порубежье Литвы и Руси, переводил татарское orda латинским №atio№es, т.е. «народы» (Литвин. 1994. С. 62). Это свидетельствует о том, что старый термин ulus (означавший, напомним, «народ-государство») замещается новым — «орда». Теперь улус представляет собой часть Орды, владелец которой обязан клятвой верности (morgtiktu) хану Золотой Орды. Даже княжества русских князей монголы стали называть улусами. Постепенно ордой начинают называть все государство в целом, включая и такой его элемент, как yurt. Юртом татары называли, собственно, территорию, по которой кочует Орда. В техническом плане юрт состоит из множества аилов — территорий кочевок отдельных родов. Аилы в свою очередь состоят из куреней — временных ставок кочевых родов. «Значение термина «курень», — говорит Рашид-ад-Дин, — следующее: когда множество кибиток располагаются по кругу и образуют кольцо в степи» (Рашид-ад-Дин. 1952. 1.2 : 86).