1 «Каждодневно в судах ребенок, умалишенный либо отсутствующий представлены людьми, уполномоченными на то только законом, но в народе в высшей степени объединены эти три качества, ибо он всегда ребенок, всегда умалишенный и всегда отсутствует» [де Местр. 1997. С. 60].
Проекты конституции России.
Теперь посмотрим на проекты Конституции России. Можно проследить определенную линию преемства между различными проектами Конституции. Как отмечалось выше, основная конкуренция шла между проектами Конституционной комиссии и Президента. Рассмотрим эволюцию первого.
Проект Конституционной комиссии. Первый вариант проекта, предъявленный широкой общественности в ноябре 1990 г., конечно же, представлял собой весьма сырой документ. Недоработка проявлялась прежде всего в том, что сам он не представлял из себя нечто единое. В опубликованном тексте приводились различные варианты одних и тех же статей, были и различные варианты разделов. Тем не менее обращала на себя внимание его новизна, это был действительно проект совершенно нового конституционного акта, пронизанный идеями прав человека и правового государства.
Согласно проекту Конституция должна была состоять из семи разделов: Основы конституционного строя Российской Федерации; Права, свободы и обязанности человека и гражданина; Гражданское общество; Федеративное устройство; Система государственной власти; Заключительные положения; Переходные положения. Проект предусматривал широкую номенклатуру прав и свобод как политических, так и социально-экономических. В отношении федеративного устройства предполагалось деление России на национальные республики и федеральные территории, что говорило о неравноправности субъектов Федерации. Кроме того, документ еще предусматривал вхождение Российской Федерации в обновленный Союз.
Наибольшей вариативностью отличался раздел Конституции, посвященный системе государственной власти. Эти варианты, можно сказать, уже в зародыше содержали пламя будущей войны Президента и народных депутатов. Вариант «А» предусматривал создание парламентарной республики с весьма скромными полномочиями Президента. Он даже именовал его весьма просто: «глава исполнительной власти». Вариант «Б» говорил, что «Президент является главой государства» (п. 1 ст. 5.3.1Б). Этот вариант предусматривал создание смешанной президентско-парламентской республики по типу пятой республики во Франции.
Проект Конституции, одобренный в основном VI Съездом народных депутатов в апреле 1992 г., представлял собой уже полноценный документ, наименование разделов которого мало чем отличалось от первоначального варианта. Он сокращал их число до шести, переходные положения переставали быть особым разделом, а раздел пятый получил новую формулировку: «Система государственной власти. Основы местного самоуправления». В проекте получила развитие идея сильного социального государства со всеми вытекающими из этого последствиями. Раздел, посвященный федеративному устройству, содержал действовавший на тот момент Федеративный договор, также с вытекавшими из этого договора последствиями в виде неравенства субъектов Федерации. Форма правления — смешанная, полупрезидентская республика, но с сохранением существенных прерогатив Верховного Совета — федерального парламента (ст. 83 проекта) — в вопросах назначения и увольнения с постов председателя правительства и министров. Президент являлся высшим должностным лицом и возглавлял исполнительную власть Российской Федерации (п. 1 ст. 92 проекта).