Следует также подчеркнуть другую особенность ГК 1964 г. Вводным законом предусматривалось применение его норм с обратной силой к отношениям, возникшим до вступления его в силу (1 октября 1964 г.). Законом оговаривалось, что такое применение могло иметь место, если отношения не были урегулированы действовавшим на тот момент законодательством (Вед. ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 416). Кроме того, положения ГК 1964 г. получили обратную силу в отношении правил о недействительности сделок вне зависимости от времени совершения последних. Распространял действие своих норм новый ГК и на положения о личной собственности на жилой дом вне зависимости от времени оснований возникновения права собственности на него.
Нормы гражданского права также кодифицировались в советский период в таких источниках, как Кодекс торгового мореплавания СССР (Вед. ВС СССР. 1968. № 39. Ст. 351); Воздушный кодекс СССР (Вед. ВС СССР. 1961 № 52. Ст. 538).
Бурные события конца 1980-х гг., названные перестройкой (см. выше), поставили Советскую власть перед необходимостью повторения новой экономической политики (нэпа). Кодекс 1964 г. был совершенно не приспособлен к новым условиям, возникавшим в рыночных условиях хозяйствования. Поэтому в мае 1991 г. принимаются новые Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (Вед. ВС СССР. 1991. № 26. Ст. 733). Это был документ не столь революционный для своего времени, хотя бы потому, что так и не узаконил существование в стране института частной собственности. Вместо этого термина Основы употребляли эвфемизмы: «собственность граждан», «собственность юридических лиц» и т.п. Тем не менее Основы положили начало работы над новым Гражданским кодексом России, работа над которым длилась довольно долго, в связи с чем части его вводились в действие постепенно. Впрочем, это уже не история русского гражданского права, а его современность. К положительным сторонам Основ 1991 г. следует отнести то, что они в полной мере восстановили в правах договор товарищества, отсутствующий в ГК 1964 г.
Подзаконный акт (указ).
Указ становится действительным источником гражданского (частного) права России по мере укрепления ее центральной, верховной власти. Особенностью этого источника до 1906 г. было то, что им могли регулировать как общие, так и особенные вопросы гражданских правоотношений: от установления статуса целых сословий до разрешения, например, вопроса по конкретному бракоразводному делу. После 1917 г. этот источник права также играл весьма важную роль в установлении отдельных вопросов гражданского законодательства. Во всяком случае, советская цивилистическая доктрина признавала в качестве самостоятельного источника гражданского права постановления местных Советов; сначала депутатов трудящих, потом народных депутатов. Подобные постановления считались подзаконными актами, впрочем, с некоторыми оговорками.
Res iudicata (судебный прецедент).
В древнейшую эпоху роль судебного прецедента была, судя по всему, двоякой. С одной стороны, он служил способом фиксации норм обычного права, с другой — прецедент сам мог содержать в себе норму, сформулированную судьей, который одновременно был и законодателем. Последнее объясняется тем, что нам в большей степени известны судебные решения княжьего суда, а князь в древнерусском государстве, как помним, есть и судья, и законодатель одновременно. Другой вопрос, насколько князь был свободен в своем судебном усмотрении.