Именно эта норма послужила основанием для формирования общего срока исковой давности, которая в Имперский период сокращается до 10 лет. «Иски, так же как и тяжбы, ограничиваются общей земской десятилетнею давностью. Кто в течение оной иска не предъявил или, предъявив, хождения по оному в присутственных местах не имел, тот теряет свое право» (ст. 694 ч. 1 т. X Св. зак. прод. 1908 г.).
В то же время закон знал некоторые виды сокращенных исковых сроков. Так, древняя норма по искам о выкупе родовых имений сохранялась до 1917 г., но с 40 лет она сократилась до трех (ст. 1363 ч. 1 т. X Св. зак. прод. 1908 г.). Для оспаривания завещания (духовного) закон предоставлял срок в два года (ст. 1066.12); оспаривание купчей — два года (ст. 1524); такой же срок предусматривался по искам о невыплате наемной платы (ст. 694); для вчинения иска о физическом принуждении — четыре дня (ст. 703). Пятилетний срок предусматривался по искам о невыплате процентов (ст. 2170).
Советское законодательство до 1922 г. вообще никак не регулировало вопрос о сроках исковой давности. Только ГК 1922 г. установил общий срок исковой давности в три года (ст. 44). Но по отдельным видам требований этот срок был сокращен. Например, для перевозки по железным дорогам — месяц, для морской перевозки — год. Два года исковой давности предусматривалось для предъявления претензий, вытекавших из договора страхования (ст. 396 ГК).
Гражданский кодекс 1964 г. установил своеобразный дуализм в этом вопросе: три года по спорам лиц, из которых хотя бы одно является гражданином (физическим лицом), и один год по спорам организаций и государственных учреждений (ст. 78). В продолжение традиции Кодекс устанавливал сокращенные виды сроков: шесть месяцев для требования неустойки, предъявления претензий на недостатки вещи и т.п. (ст. 79).
Основы 1991 г. отошли от предыдущего дуализма, установив общий срок исковой давности в три года, предусмотрев возможность установления сокращенных сроков по отдельным видам требований.
Представительство.
В наиболее развитом виде институт представительства, приходится это признать, существовал только в Имперский период. В предшествующие две эпохи законодатель обходил этот вопрос стороной, из чего следует, что главным источником права, регулировавшим этот институт, был обычай (usus). В это время в роли представителей (доверенных людей) часто выступали разного рода слуги, чей статус, если вспомнить древнюю норму, «аще ключ к собе привяжет», мало чем отличался от холопьего. Таким образом, договор поручительства практически не отличался от locatio co№ductio operarum, поверенный был более похож на наймита.
Ситуация изменяется в Имперский период, можно предположить, благодаря усложнению системы бюрократического управления страной, убыстрению делового оборота. В связи с чем появляется институт «верющих писем» — доверенностей. Один из первых актов на этот счет относится к 1765 г. (ПСЗРИ. 1-е изд. Т. XVII. № 12467). Пиком развития законодательства является гл. 2 разд. 4 кн. III Свода законов гражданских «О доверенности и верющих письмах». Согласно постановлениям этой главы доверенности могли быть срочными или бессрочными (ст. 2306). Срок определялся законом либо «произволом доверителя». Законодательство разрешало передоверие, но с согласия доверителя (ст. 2329). Родители и опекуны могли быть представителями «малолетних» в случае нанесения последним обиды со стороны третьих лиц (ст. ст. 175 и 265 ч. 1 т. X Св. зак. прод. 1908 г.). Понятие «законный представитель» законодательству до 1917 г. таким образом, не было известно. Впрочем, если быть точным, проект Гражданского уложения знал это понятие (ст. 68 проекта).