Но это понятие появляется в советском законодательстве. Под ним понимались «родители и опекуны» (ст. 9 ГК 1922 г.). Кодекс знал представителей юридического лица (ст. 16). Договор поручения согласно Кодексу представлял собой отдельный институт (ст. 251 и сл.). ГК 1964 г. содержал уже целую главу — четвертую «Представительство и доверенность». Согласно ч. 1 ст. 62 представительством считалась сделка, «совершенная одним лицом от имени другого в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо административном акте». Так же как и в предыдущем Кодексе, договор поручения представлял собой отдельный вид обязательственных отношений (гл. 35 ГК 1964). Основы 1991 г. обошли молчанием институт представительства, сохранив, по сути, действие норм ГК РСФСР 1964 г. до вступления в силу соответствующих положений ныне действующего Гражданского кодекса РФ.
§ 3. Русское брачно-семейное право
История этой отрасли гражданского права четко делится на три неравных периода. Период первый — языческая эпоха до крещения Руси в 988 г., второй период — эпоха церковного брака до 1917 г., наконец, третий период — эпоха брака гражданского (светского) целиком и полностью совпадает с советским периодом в истории русского права и переходит на современность.
Языческий брак.
Языческая эпоха смотрела на брак как на некую форму нового состояния человека. По верованиям индоевропейцев брак сообщает человеку новые свойства, что выражается в допуске его к новым ритуалам, ведет его к инициации, наделяет его новыми знаниями. Эта религиозно-мистическая сторона брака язычников имела под собой своеобразную идеологию необходимости продолжения рода, что, в свою очередь, вело к обязанности человека в определенном возрасте вступать в брак. Не случайно холостой мужчина или мужчина, не способный к брачному сожительству, у индоевропейцев, как и у некоторых других народов, подвергался порицанию и умалению прав.
Тем не менее в древности уже вполне четко вырисовывается и гражданско-правовая сторона брачных отношений, как бы сказали сейчас. Уже М.Ф. Владимирский-Буданов обратил внимание на то, что слово «семья» указывает на договорные основания брачного союза древних славян. И это толкование имеет под собой действительное основание, если принять форму заключения древнего брака (похищение невесты) за красивую обрядность. Известное место в Лаврентьевской летописи позволяет сделать именно такой вывод:
«Поляне бо своих отец обычай имут кроток и тих, и стыдение к снохам своим, и к сестрам. К матерям и к родителем своим, к свекровям, и к деверем великое стыдение имеху брачный и обычаи имяху. Не хожеше зять по невесту, но приводяху вечер, а завтра приношаху по ней, что вдадуче. А Древляне живяху зверинским образом, живуще скотски, убиваху друг друга, ядяху вся нечисто, и браки у них не бываше, но умыкиваху у воды девицы. И Радимичи, и Вятичи, и Севера один обычай имяху, живяху в лесе, якоже всяки зверь, ядуще все нечисто, срамословье в них пред отцеви и пред снохами. Браци не бываху в них, и игрища межю селы, схожахуся на игрища на плясания, и на вся бесовская игрища, и ту умыкаху жены себе, с нею же кто совещашеся. Имяху же по две и по три жены» (ПСРЛ. Т. I, стб. 13 — 14).