Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

История государства и права России. Учебник — Страница 52 — Ваш юрист

История государства и права России. Учебник

Золотоордынская политика на Руси.

Общую политику ханов в отношении Руси можно разделить на два периода. Первый период, когда Золотая Орда входит в состав Империи, поэтому Русь юридически составляет часть Дешт-и-Кипчак и, следовательно, Империи. Второй период — Золотая Орда непосредственно обособилась от Имерии, а Русь от Орды. Орда теперь управляет Русью опосредованно, не через своих чиновников, а через русских князей. После ликвидации Ногая Орда еще больше обособляет свой улус — Русь. Если раньше князья ездили за инвеститурой в Орду по необходимости, по вызову, то с 1297 г. между Ордой и Русью устанавливается промежуточная инстанция — съезды князей, руководимые великим князем Владимирским. На этих съездах, где князья и митрополит «чли грамоты царевы и ярлыки», татары, как показал советский историк А.Н. Насонов, пытаются найти активного проводника их политики на Руси. И находят его в лице претендента на Владимирское княжество. С этого времени татары начинают активно манипулировать ярлыком на Владимирское княжение, передавая его то одному князю, то другому.

Кризис этой политики приходится на 1327 г., когда восстание в Твери приводит к уничтожению Владимирского княжения:

«И по Туралоковой рати поидоша князи в Орду и Озбяк поделил княжение им: князю Иван Даниловичу Новгород и Кострому, половина княжения, а суздальскому князю Александру Васильевичу дал Володимер и Поволжье» (ПСРЛ. Т. III. С. 469).

Но с этого же момента начинается возвышение Москвы, князьям которой со временем переходит ярлык на Великое Владимирское княжение и как следствие этого старшинство над всеми русскими князьями.

Общий итог монголо-татарского ига не может быть оценен однозначно. С одной стороны, мы видим безусловное насильственное отторжение России от европейской цивилизации. Правда, в рамках этой цивилизации у русских и у других народов России вряд ли судьба могла сложиться иначе, чем у других славянских народов Европы. Православная Русь, что доказано еще Н.М. Карамзиным, была бы стерта с лица земли. С другой стороны, мы видим безусловное угнетение, длящееся веками, консервирование экономической и технической отсталости. Но в то же время мы понимаем, что именно самобытность цивилизационного типа России (ни Запад, ни Восток) позволила ей проторить путь к Великому океану, позволила ей стать когда-то 1/6 частью земной тверди!

§ 2. Право Золотой Орды

Право этого государства было многосоставным. Основным ядром его было обычное право монголов, кодифицированное в 1206 г. Чингисханом в особый сборник под названием Яса. Наряду с Ясой и позднейшими памятниками население Mo№ggol ulus судилось и пользовалось своим правом: китайцы благодаря стараниям Елюй-Чуцая сохранили конфуцианство, мусульмане — шариат, русские — свое.

Итак, до 1205 г. Яса (правильнее «Джасак», что означает «запрет») передавалась изустно. С введением письменности у монголов (тангутской), чему монголы обязаны опять-таки Чингисхану, формируется так называемая «Яса ве Тура и Чингизхани» («Книга запретов и законов Чингисхана»). Уже Рашид-ад-Дин отмечал, что любое повеление монгольского хана считалось «джасак», т.е. нормативным постановлением. Вместе с тем он отличал собственно «джасак» от «джаса» в персидском произношении. В последнем случае «джаса» означал «приказ», более формально «джаса» (йаса) есть «неизменность следования обычаям (джусин) и традициям предков» (Рашид-ад-Дин. 1952. 2 : 259). Таким образом, можно сказать, что Яса есть сборник обычаев предков, следовать которым предписал сам Чингисхан под угрозой наказания.

Пожертвование на развитие ресурса