Текст Ясы до наших дней не сохранился. Сохранились только небольшие отрывки из этого сборника в работах разных писателей, в основном XIV — XV вв. Наиболее существенный отрывок мы находим у египетского писателя XV в. аль-Макризи. Все сообщение Макризи, передавшего отрывок из Ясы в вольном переводе, может быть разбито на несколько отделов. Так, Яса содержала довольно большую группу постановлений, навеянных «атеизмом» монголов (их шаманизмом). Яса запрещала мочиться в воду или костер, предписывала правила забоя скота (запрещала, например, это делать так, как делали мусульмане), запрещала черпать воду руками (для этого полагалась особая посуда), запрещала стирать белье в течение всей жизни. За все эти нарушения полагалась смертная казнь. Кроме того, мы не можем не процитировать два положения из Ясы, которые как нельзя лучше передают своеобразие религиозных воззрений монголов: «Чингисхан постановил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному. Все это он предписал как средство быть угодным Богу». И далее: «Чингисхан запретил говорить о каком-нибудь предмете, что он не чист, и утверждал, что все вещи чисты; и не делать различия между чистыми и нечистыми» (Гурляд. 1904. С. 16 — 17). Смертная казнь также полагалась, если человек оступился о порог, когда входил в юрту, если давился пищей на пиру. Впрочем, как замечают позднейшие свидетели (Плано Карпини, В. де Рубрук), побывавшие у монголов во второй половине XIII в., достаточно было условиться с шаманом, заплатив ему мзду, чтобы тот провел очистительную церемонию, и смертная казнь уже не применялась.
Следующая группа норм Ясы — частноправовая. Так, Яса разрешала трехкратное банкротство, но четвертое каралось смертью. Дети наложницы обладали равной правоспособностью с законнорожденными детьми. Раздел имущества после смерти наследодателя осуществлялся «на таком положении, что старший сын получает больше младших, меньшой же сын наследует хозяйство отца. Старшинство детей рассматривается сообразно степени их матери; из числа жен одна всегда старшая, преимущественно по времени брака» (Там же. С. 21). Соблюдение этого правила было обусловлено тем не менее обстоятельствами. Так, Иакинф сообщает: «В лето Жинь-инь, весною (1242 г. — М.И.) шестая вдовствующая императрица объявила себя правительницею» (Иакинф. 1829. С. 290). Яса знает и тарханы (иммунитет). Макризи по этому поводу сообщал: «Чингисхан постановил, чтобы на потомков Али бен Абу Талиба всех до единого не были налагаемы подати и налоги, а также ни на кого из факиров, чтецов Алькорана, законоведов, лекарей, мужей науки, посвятивших себя молитве и отшельничеству, муэдзинов и омывающих покойников не были налагаемы подати и налоги» (Гурлянд. 1904. С. 16).
Довольно суровые постановления содержала Яса в области уголовного права. Яса наказывала смертью прелюбодеяние, инцест, укрывательство краденного, причем было неважно, укрывает человек имущество сознательно либо просто нашел его. Помимо смертной казни Яса в качестве наказания знала систему штрафов. Так, за убийство мусульманина (совершенного монголом) полагалось дать 40 золотых монет, за убийство китайца — осла. Кража имущества наказывалась девятикратной пеней (число «9» почиталось монголами священным). Мелкая кража каралась сотней палочных ударов.