В конце XIX в., как известно, Россия вступила в зрелую стадию развития капиталистических отношений, что привело к созданию в промышленности и торговле монополистических объединений. Отметим, что в странах Запада этот же процесс сопровождался разработкой так называемого антитрестовского законодательства. Цель этих законов была проста — улучшить условия конкуренции и тем самым оздоровить рынок. В России мы такого законодательства не находим по простой причине. Российские монополии не были столь зрелы, как на Западе. Считается, что уровень монополистического развития в стране не поднимался выше консорциумов и синдикатов, т.е. из сферы соглашений о разделе рынка и регулировании цен на производимую продукцию в рамках одной отрасли промышленности. Некоторые нормы ограничительного характера в отношении деятельности монополий мы могли бы найти только в уголовном законодательстве. «За стачку, сделку или другое соглашение торгующих к возвышению цен на предметы продовольствия» виновные подвергались штрафу или тюремному заключению сроком до восьми месяцев (ст. ст. 913 и 1180 Ул. о нак.). Это было, пожалуй, единственное постановление такого рода. Тем не менее Первая мировая война вызвала невиданный рост русской промышленности и ее монополизации. Законодательному подведению итогов этого развития, увы, помешала большевистская революция.
Вспомогательными деятелями торговли российское право считало «торговых посредников», среди которых выделялись комиссионеры, маклеры и торговые агенты.
На некоторое время в Советской России частная торговая деятельность ожила, но только на некоторое. В конкуренции между частной и государственной торговлей победа оказалась на стороне государственной.
Торговые сделки.
К таковым относились все хорошо известные из истории гражданского права виды договоров. Тем не менее некоторые из договоров торгового оборота были известны скорее русскому торговому, а не гражданскому праву. К таковым в первую очередь относился договор комиссии. Этот вид договоров в русском праве появляется довольно поздно. Причем само законодательство до 1910 г. регулировало его, что называется, вскользь, зачастую отожествляя данный договор то с договором найма, то с договором поручения. Более богатой оказалась кассационная практика Сената. Именно в ней четко была проведена грань между комиссионером и комитентом, устанавливалась суть отношений комиссии как особого вида торговой деятельности. В 1910 г. в России наконец вышел специальный закон о договоре торговой комиссии, положения которого вошли в планировавшийся тогда к изданию проект Гражданского уложения. В советском праве договор комиссии в первый Кодекс тем не менее не вошел. Большевики признали существование подобного рода торговой деятельности несколько позднее (СЗ СССР. 1925. № 82. Ст. 622). Но следует указать, что советское право существенно ограничивало частную комиссионную торговлю: «Деятельность частного комиссионного аппарата по посредничеству между госорганами воспрещается» (СУ РСФСР. 1923. № 14. Ст. 173). Договор комиссии вошел в состав ГК только в 1964 г. (гл. 36).