Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

История государства и права России. Учебник — Страница 557 — Ваш юрист

История государства и права России. Учебник

Закон.

Закон становится источником уголовного права одновременно со становлением институтов государственности. Если древнейший памятник русского права — договор с Византией 860 (912) г. знает нормы «закона рускаго» или «своей веры», т.е. нормы исключительно обычного права, то «Русская Правда», позднейший памятник, следовательно, относящийся уже к эпохе укрепления государственности, наряду с нормами обычного права знает нормы, являющиеся результатами законодательства князей: «Аже убиют огнищанина у клети, или у коня, или у говяда, или у коровье татьбы, то убити в пса место, а тоже покон и тивуну» (ст. 20 РП Ак. сп.). Действительный источник этой нормы — судебная практика, raiso№ de etre которой является собственное усмотрение законодателя (княжьего суда).

В то же время древнейший период истории русского права знает появление и такого источника уголовного законодательствования, как церковные уставы. В этих актах регулируются наказания за преступления, в которых затрагивается нравственная сторона преступника и потерпевшего: ссоры между мужем и женой, преступления в семье (в общем смысле), преступления против нравственности (блуд и т.п.). Особо следует оговорить такие категории преступлений, в которых с точки зрения Церкви истинным виновником является враг рода людского, тот, кто стоит за такими преступлениями, как колдовство, исповедание язычества и др. Такого рода преступления очень долго составляли предмет ведения церковного суда и только по мере вызревания так называемого секуляризма, развития, так сказать, духовного просвещения, подобного рода деяния начинают восприниматься законодателем как проявления невежества и выходят из сферы уголовно-правового регулирования.

Наиболее полный свод уголовного права (материального) мы встречаем только в Соборном уложении царя Алексея Михайловича. Помимо этого данный памятник несет на себе отпечаток явной попытки систематизации норм уголовного права. В первую очередь выделены (в первых двух главах) преступления государственные: против веры и религии; во вторую очередь — crime№ lesae majestatis. Памятник, сопоставимый с Соборным уложением, появляется в России только в царствование Петра Великого. Но и его законодательство по уголовному праву страдает явной фрагментарностью. Обычно в этой связи называют Артикул воинский 1715 г. и Морской устав 1716 г. в качестве важнейших источников уголовного права эпохи Империи. Но главным недостатком этих актов было то, что они имели своим адресатом военнослужащих, к остальному населению Империи они могли применяться лишь по аналогии.

Весь XVIII в. и значительную часть XIX в. российский законодатель стремился кодифицировать уголовное право наряду с общей кодификацией права. В этой связи следует упомянуть работы Уложенных комиссий при императрицах Елизавете и Екатерине Великой. В планах этих комиссий вопросы уголовного права занимали первоочередное место.

Масштабная инкорпорация затронула уголовное право (материальное) лишь косвенно. Том XV Свода законов содержал настолько устаревшие нормы уголовного права, что осознание необходимости переработки всего корпуса уголовного права приходит к законодателю буквально по выходу Свода в свет. Причина устаревания коренилась в том, что наука уголовного права к началу XIX в. полностью порвала с теориями XVIII в., исходившими из наследия эпохи уголовного права политики инквизиции и устрашения. Теперь на повестку дня была поставлена другая теория, теория исправления преступника (Ч. Беккариа), что требовало переработки законодательства в новом свете. Такая переработка состоялась в 1845 г. В результате в свет вышло Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. В т. XV Св. зак. Уложение вошло в 1857 г. при последнем полном переиздании Свода законов. Фактически это был полноценный уголовный Кодекс.

Пожертвование на развитие ресурса