К нововведениям в сфере имущественных преступлений эпохи социализма следует отнести усиленную уголовную защиту государственной (социалистической) собственности. Кража государственного имущества наказывалось в несколько раз строже, чем кража имущества частных лиц.
§ 3. Наказание и его виды
Наказание всегда и везде определялось как кара, возмездие за совершенное преступление. Древнейшая форма наказания, впрочем, не известная русскому праву, представляет собой ius talio№is: воздаяние равного за равное. Впрочем, право кровной мести можно, конечно, при желании признать разновидностью права талиона. Излагая историю уголовного наказания в России, невозможно пройти мимо такого понятия, как цель наказания. Дело в том, что законодатель со временем очень четко определял эту категорию, что позволяет выделить даже в истории русского уголовного права несколько периодов, когда цели наказания разительно отличались одна от другой.
Цель наказания.
Цель по общему смыслу есть то, на что направлено действие, тот результат, который действующий субъект желает достичь. В зависимости от этого определения мы можем сказать, что в Домонгольский период истории русского уголовного права цель наказания определялась как возмездность: причинение преступнику соразмерного его преступлению ущерба. Именно этой цели служат право кровной мести, а также штрафные санкции, которые мы в изобилии встречаем в «Русской Правде». Однако в то же время уже в этот период начинает давать о себе знать (особенно в сфере штрафных санкций) укрепление государственной власти, когда эта власть стремится поставить преступника в такое положение, прежде всего имущественное, когда ему станет невыгодно совершение преступлений. Это влияние проявляется в тех постановлениях закона, где устанавливаются уже кратные штрафы в отношении к стоимости похищенной вещи. Несомненно, что эти влияния проникают в право под воздействием норм византийского законодательства, что служит очевидным примером укрепления русской государственности, поскольку здесь видно действие своего рода субсидиарной цели возмездия — воздаяние кары. Таким образом, рождается принцип неотвратимости наказания.
В следующий, Московский период эта сторона цели наказания сделается уже основной. Законодатель теперь стремится не воздать должное за должное, а покарать преступника, тем самым устрашить других возможных злодеев. Кара в отношении преступника теперь применяется безотносительно к объективной стороне его виновности и вреда, нанесенного обществу. Кормчая книга в этой связи гласит: «нарочитыи разбоиницы на местах, на них же разбои творяху, повешении да будут, да видения ради убоятся начинающих таковая и да будет утешение сродников убиенных от них». Еще более конкретно о такой цели наказания говорит ст. 26 гл. XXII Соб. ул.: «А будет которая жена учнет жити блудно и скверно, и в блуде приживет с кем детей, и тех детей сама или иной кто по ее велению погубит, а сыщется про то допряма, и таких беззаконных жен, и кто по ее велению детей погубит, казнити смертию безо всякия пощады, чтоб на то смотря, иные такова беззаконного и скверного дела не делали и от блуда унялися». Но, как свидетельствует наука, уголовного права, самое большое количество, например, карманных краж совершалось как раз во время публичного исполнения смертной казни.