Советское право вопреки предыдущей эпохе пользовалось конфискацией имущества осужденного чрезвычайно легко и широко (п. «д» ст. 32 УК 1922 г., п. «л» ст. 20 УК 1926 г., п. 10 ст. 21 УК 1960 г.).
Воспитательные меры воздействия. Условное наказание как мера воспитательного и психологического воздействия известна только советскому уголовному праву. Русская пенитенциарная мысль довольно активно разрабатывала эту проблему в связи с реформой уголовного законодательства, но в отличие от западноевропейских уголовных кодексов конца XIX и начала XX в., где эта мера наказания уже присутствовала, русское право не ставило эту санкцию в лестницу наказаний.
Условное осуждение предусматривалось Руководящими началами 1919 г. в отношении лиц, совершивших преступление впервые при тяжелом для них стечении обстоятельств, когда изоляция преступника не требовалась. Непременным условием применения этой меры наказания был относительно нетяжкий характер преступления, за которое оно назначалось. УК 1922 г. развил это положение, установив нижний предел применения условного осуждения. Условное осуждение не применялось за преступления, которые карались штрафом или лишением политических прав (УК 1926 г.).
УК 1960 г. отказался от понятия «условное осуждение», введя несколько формальных оснований для освобождения от уголовной ответственности. Так, согласно УК лицо, совершившее незначительное преступление, не представляющее большой общественной опасности и пр., могло быть по приговору суда: 1) привлечено к административной ответственности; 2) его дело могло быть передано в товарищеский суд; 3) лицо могло быть передано на поруки общественной организации или трудового коллектива. Безусловно, никакого результата, кроме пропагандистского, эта норма не имела.
К другим видам воспитательного воздействия относилось так называемое внушение, известное российскому уголовному праву с XIX в. Согласно ст. 30 Уложения о наказаниях 1845 г. внушение представляло собой выговор обвиняемому в присутствии суда и начальства. Как исправительная мера внушение было отменено в 1904 г. и заменено денежной пеней. Советское уголовное право, не свободное от морального ригоризма, столь присущего всем полурелигиозным системам права, знало уже несколько видов внушений: собственно «внушение» (п. «а»), выражение общественного порицания (п. «б»), объявление под бойкотом (п. «г» ст. 25 Начал 1919 г.). Уголовный кодекс 1922 г. существенно сузил квалификацию внушения, оставив только общественное порицание (п. «и» ст. 32). Эта мера была сохранена УК 1926 г. и 1960 г.
Наконец, особняком в перечне воспитательных мер воздействия стоит такое наказание, как церковное покаяние. Этот вид наказания просуществовал в России с 988 по 1917 г. Последнее представляло собой разного рода воздействия на сознание преступника: от усиленного и длительного поста, произнесения молитв и других видов церковных прещений, назначаемых церковной властью, до полного отлучения от Церкви. В древнейший период церковные уставы предусматривали конкретные виды покаяния за те или иные виды преступлений. Но в Московскую эпоху возникает понятие «яко епископ (митрополит) смирит». Совершенно очевидно, что источником этого смирения было исключительно каноническое право.