* * *
Сам по себе интересен мотив издания уставных грамот — подтверждение прежних вольностей и свобод. Часты челобитья населения по поводу утери старой грамоты либо вследствие ее ветхости, либо стремления быть не хуже соседей: «Бо мы старины не рушаем, а новин не вводим, хочем все по тому мети, как будет было за великого князя Витовта и за Жикгимонта», — читаем, например, в Киевской уставной грамоте 1507 г. Содержание литовских уставных грамот однотипно. В первую очередь мы встречаем обещание центральной власти не отдавать области в частное владение: «А Витебляны нам не дарится никому», — читаем в Витебской грамоте 1502 г. или: «а воеводу городом не дарити» — в Полоцкой 1511 г. Подробно устанавливаются гарантии, составляющие своеобразный Habeas corpus литовско-русского населения: «Такоже им нам давати воеводу по старому, по их воли, и который им будет не люб воевода, а обмовят его перед нами, ино нам воеводу им иного дати, по их воле» (Витебская 1503 г.); «Тем старосту, которого бы хотели мети, того им даем, а ведь з нашею волею» (Жмудская 1492 г.). Устанавливаются льготы по службе: «…а в заставу нигде Витеблян не сажати» (Витебская 1503 г.); судебные гарантии: «А который полочанин имеет нам о чом жаловатися о насильи на полочанина ж, приехавшее в Литву один, без истца: нам з Литвы децкого не слати, писати нам лист свой к воеводе нашому, хотя бы о смертной вине» (Полоцкая 1511 г.) или: «А предков наших великих князей судов не посуживати» (Витебская 1503 г.) или: «А без права нам людей не казнити, а ни губити, а не имений не отнимати; коли который звитнит што, ино осадив, право што укажет, виноватого по его вине казнити. А хто кого обадит, а любо обмовит, тайно ль, явно ль, ино того ни оною виною не казнить, ни нятством, ни шыею (смертной казнью. — М.И.): олиж поставити на явном суду христиан — христианском того, который вадит, и того, на кого важно, и досмотрев межи ними, право вчинити» (Киевская 1507 г.). Не обойдено вниманием в грамотах право петиций: «а челобитья нам у Витблян приймати» (Витебская 1503 г.). Наконец, особняком стоят дела церковные. В этом пункте, пожалуй, наблюдалась самая главная причина нестойкости литовско-русской государственности, несмотря на то что в Смоленской грамоте 1505 г. торжественно провозглашалось: «На первей штож нам христианства греческого закону не рушити, налоги нам на их веру не чинити». Уже к концу XV в. доступ к таким должностям местного управления, как воевода, староста, каштелян, маршалок, был открыт исключительно для лиц fidelis catholicae cultores, т.е. для католиков.