Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

История государства и права России. Учебник — Страница 87 — Ваш юрист

История государства и права России. Учебник

Основной принцип, который был положен московскими великими князьями в основу регулирования положения населения, был принцип государственной пользы: raiso№ d’etre русского государства — это пригодность того или иного лица для служения государству. Достоинство человека в московский период определяется достоинством или родом его службы. «Если у нас с ними (московитами), — писал Герберштейн, — заходила речь о литовцах, они обыкновенно с усмешкой говорили: «Когда их король или великий князь приказывает кому-либо из них отправляться с посольством или в какое другое место, то получает ответ, что, де жена больна или лошадь хрома. А у нас не так, — говорили они, смеясь, — если хочешь, чтобы голова была цела, отправляйся по первому приказу»» (Герберштейн. 1988. С. 113). В этом парадокс русской истории и цивилизации — будучи исключительно эгалитарной по духу, она так и не породила настоящую аристократию в западноевропейском понимании этого слова.

Служилое население.

В служилых людях Московского государства выражена материальная связь населения с государством. Форма связи — чин человека. Чин человека — мера его пригодности, полезности и, следовательно, смысла существования. Если мы возьмем судебники московских великих князей, то увидим, что содержание их во многом касается регулирования публичных дел. Все служебные чины: бояре, дьяки, наместники, волостели, губные старосты и т.д. названы в них исключительно в обстоятельствах осуществления ими своих служебных полномочий. Виды этих полномочий помогают дифференцировать все население Московского государства. Результаты этой дифференциации удобнее представить как таблицу:

Служилые люди по

отечеству

Думные чины

а) бояре

б) околничьи

в) думные дворяне

Московские служилые чины

а) стольники

б) стряпчие

в) дворяне московские

г) жильцы

Городовые служилые чины

а) выбор

б) дети боярские дворовые

в) дети боярские городовые

Служилые люди по

прибору

а) стрельцы

б) казаки

в) пушкари

г) солдаты, рейтары,

драгуны

Поскольку тяглые в той же мере считаются служилым разрядом населения, их мы представим в следующем виде:

Тяглые люди посадские Посадские московские чины

а) гости

б) гостиная сотня

в) суконная сотня

г) черные слободы и сотни

московские

Городовые посадские чины

а) лучшие люди

б) средние люди

в) молодшие люди

Тяглые люди уездные Крестьяне черные и дворцовые

а) крестьяне

б) бобыли (захребетники)

в) крепостные

Источник: [А. Ключевский. 1918. С. 110 — 111; Филиппов. 1916. С. 448].

К не тяглым и не служилым, собственно, в Московском государстве относились разумеется, рабы (холопы) совершенно разных видов.

Думные чины или бояре.

В боярах Московского государства мы видим преемственность высшего слоя служилых людей от древней части родовой аристократии, однако с измененным уже характером. Бояре в Московскую эпоху — те же служилые люди, что и их бывшие слуги — дворяне. Боярство давалось на Москве исключительно за службу. Так, при Василии II видим только четыре боярских рода, при Иване III их уже 19, при Василии III — 20, при Федоре Иоанновиче — 22, в середине XVII столетия, по данным Олеария, их уже 30, но при Петре I — 19, вскоре они и вовсе исчезают.

Пожертвование на развитие ресурса