Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Гражданское право. Особенная часть — Страница 4 — Ваш юрист

Гражданское право. Особенная часть

8. Обязанности продавца по договору розничной купли продажи.

8.1. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о предлагаемом к продаже товаре (ст. 495 ГК, ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Данную обязанность продавец должен исполнить до заключения договора. В этом проявляется особенность преддоговорного регулирования. Ответственность за непредоставление возможности незамедлительно получить информацию о товаре заключается в обязанности продавца возместить убытки, вызванные необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли продажи. Если же договор заключен, продавец по требованию покупателя обязан в разумный срок вернуть покупателю уплаченную за товар сумму и возместить другие убытки (п. 3 ст. 495 ГК). Кроме того, продавец будет нести ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации (п. 4 ст. 495 ГК).

8.2. Продавец обязан проверить качество товара до заключения договора розничной купли продажи (п. 2 ст. 495 ГК). Проверка качества заключается в проведении в присутствии покупателя проверки свойств товара или демонстрации использования товара, если покупатель потребовал произвести эти действия. Эта обязанность может отпасть ввиду характера товара и при противоречии правилам, принятым в розничной торговле. При передаче покупателю товара без проверки качества и выявлении недостатков товара продавец отвечает за передачу некачественного товара (ст. 503 ГК, ст. 7 Закона о защите прав потребителей).

8.3. Продавец обязан обменять качественный товар по требованию покупателя (ст. 502 ГК, ст. 25 Закона о защите прав потребителей). По общим положениям о купле продаже обмен качественного товара не предусмотрен, поскольку передача качественного товара является надлежащим исполнением договора купли продажи, а односторонний отказ или одностороннее изменение его условий не допускается (ст. 450 ГК). В розничной купле продаже обязанность продавца обменять качественный товар является дополнительной гарантией для покупателя правильного выбора товара. При невыполнении обязанности по обмену качественного товара продавец должен возвратить покупателю денежные средства.

8.4. Продавец обязан передать качественный товар и провести экспертизу товара при возникновении спора о качестве товара (ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет в случае спора о причинах возникновения недостатков. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает, он вправе требовать возмещения расходов на проведение экспертизы, а также связанных с ее проведением расходов на хранение и транспортировку товара. Срок проведения экспертизы, ответственность продавца за непроведение экспертизы установлены ст. ст. 20 23 Закона о защите прав потребителей.

8.5. Продавец обязан осуществить доставку товара для ремонта, замены, возврата (ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Особенностью розничной купли продажи является обязанность продавца доставить крупногабаритный товар и товар весом более пяти килограммов и (или) осуществить возврат их покупателю за свой счет. В случае неисполнения данной обязанности доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом товаров.

8.6. Продавец обязан удовлетворить требования покупателя в установленный срок (ст. 22 Закона о защите прав потребителей). Требования покупателя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение предусмотренных сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара (ст. 23 Закона о защите прав потребителей).

9. Права продавца по договору розничной купли продажи.

9.1. Продавец вправе требовать оплаты товара покупателем (ст. 500 ГК). Невнесение платы покупателем дает возможность продавцу не исполнять договор и не передавать товар покупателю. При продаже товаров в кредит и в рассрочку и неисполнении обязанности по оплате товара продавец не вправе требовать уплаты процентов по ст. 395 ГК (п. 3 ст. 500 ГК).

9.2. Продавец вправе требовать принятия товара покупателем (ст. 484 ГК). Исполнение данной обязанности регламентировано общими положениями о купле продаже: продавец вправе потребовать принятия или отказаться от исполнения договора и, соответственно, не передавать товар.

10. Права покупателя по договору розничной купли продажи.

10.1. Покупатель вправе до заключения договора требовать предоставления информации о товаре, продавце, об изготовителе (ст. 495 ГК, ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Это является необходимым для обеспечения возможности правильного выбора покупателем. Покупатель не является специалистом и не должен знать всех свойств товара. Информация о товаре должна содержать, в частности: сведения об основных свойствах товара, цену, гарантийный срок, срок службы или срок годности товара.

10.2. Покупатель вправе требовать передачи ему качественного товара (ст. 503 ГК, ст. 7 Закона о защите прав потребителей). Правила о последствиях передачи покупателю некачественного товара, предусмотренные ГК, применяются, если Законом о защите прав потребителей не установлено иное (п. 6 ст. 503 ГК). В ст. 18 Закона о защите прав потребителей установлено, что при обнаружении в товаре недостатков у покупателя появляются права на замену, уценку, ремонт, возмещение расходов на ремонт, а также право отказаться от исполнения договора при любых недостатках товара (а не только при существенных, как по ст. 475 ГК). В случае обнаружения недостатков в технически сложном товаре 1 покупатель вправе на выбор: 1) отказаться от исполнения договора с возвратом уплаченной суммы; 2) предъявить требование о замене. Эти права покупатель может осуществить в течение 15 дней со дня передачи потребителю товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: 1) при существенных недостатках; 2) при нарушении сроков ремонта товара; 3) при невозможности использовать товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

1 См.: Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров».

Пожертвованите на развитие ресурса