Требование участника игр о выплате выигрыша и возмещении убытков, вызванных неисполнением организатором игр или оператором лотереи обязанности выплатить выигрыш, входит в число установленных законом исключений, подлежащих судебной защите (п. 5 ст. 1063 ГК).
Если же игры не состоялись или срок их проведения был изменен, участник игр также может требовать возмещения убытков, но только в части понесенного реального ущерба. Взыскание упущенной выгоды в виде неполученного выигрыша в данной ситуации невозможно, поскольку обязанность по выплате выигрыша у организатора игр не может возникнуть без их проведения.
Глава 56. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНТРАКТЫ
1. К муниципальным и государственным контрактам относятся различные гражданско правовые договоры (поставки, подряда, возмездного оказания услуг, аренды и др.), заказчиком в которых от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования выступает государственный или муниципальный орган, а также бюджетное учреждение, для которых установлен специальный порядок заключения путем проведения процедуры закупок. Очень важно: оплата выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров производится заказчиком за счет средств соответствующего бюджета.
Особенности заключения, исполнения и ответственности по таким контрактам установлены Законом о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок, а также законодательством о защите добросовестной конкуренции (антимонопольным законодательством). Публичное проведение закупок направлено на обеспечение контроля процесса закупок с целью эффективного расходования бюджетных средств, а это невозможно при отсутствии добросовестной конкуренции. Антимонопольное законодательство как раз и направлено на борьбу с недобросовестной конкуренцией и коррупцией.
Государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Закона о контрактной системе и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.
На момент принятия части второй ГК законодательство о контрактной системе отсутствовало, поэтому в Кодекс были включены отдельные параграфы о поставках товаров (ст. ст. 525 534), а также о подряде (ст. ст. 763 768) для государственных и муниципальных нужд. В настоящее время положения этих параграфов фактически не применяются, а закон устанавливает одинаковые правила для любых гражданско правовых договоров, заключаемых для государственных и муниципальных нужд.
Одним из основных начал гражданского законодательства, как известно, является принцип свободы договора, однако применительно к государственным и муниципальным контрактам он существенно ограничен. Такие ограничения касаются не только выбора заказчиком контрагента, но и определения содержания договора, возможности внесения в него изменения соглашением сторон 1, а также оснований для расторжения договора. Кроме того, существует система планирования закупок для государственных и муниципальных нужд.
1 Так, в п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.) указано, что стороны контракта не вправе изменять срок его действия дополнительным соглашением, если иное не предусмотрено законом. Там же в п. 12 указано, что дополнительное соглашение сторон об изменении цены контракта более чем на 10% является ничтожным.