2. Для обеспечения возможности мониторинга проводимых закупок создана единая информационная система в сфере закупок: все сведения о закупках публикуются в сети Интернет на официальном сайте 1.
1 С 1 января 2016 г. информация о закупках размещается на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: zakupki.gov.ru.
По общему правилу процесс заключения контракта начинается с размещения самим заказчиком или привлеченной им организацией извещения об осуществлении закупки. Завершается закупка публикацией информации об исполнении контракта как со стороны победителя, так и со стороны заказчика, а также о применении мер гражданско правовой ответственности.
Закон о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок допускает организацию электронного документооборота между участниками закупки. Электронные документы извещение о закупке, документация закупки, заявки участников, протоколы определения победителя, сами контракты должны быть подписаны усиленной электронной цифровой подписью.
3. Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять планирование закупок. Для этого перед началом финансового года они составляют и публикуют планы закупок и планы графики закупок. Заказчик при формировании указанных планов не может действовать произвольно, а должен обосновать закупку, в частности ее объект, начальную (максимальную) стоимость контракта, дополнительные требования к участникам закупки.
Заказчик также определяет требования к закупаемым товарам, работам, услугам. Имеются в виду требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши.
Руководство процессом закупки осуществляет специально создаваемая заказчиком комиссия.
4. Заказчики при осуществлении закупок могут использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Закон выделяет несколько конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений. Закупка у единственного поставщика допускается в исключительных случаях.
Для участия в закупке заинтересованные лица подают заявку, требования к которой сформулированы заказчиком.
Конкурс проводится тогда, когда необходимо, чтобы сами участники предложили ряд условий контракта (например, разработали дизайн проект, макет, образцы товара), а победителем признается участник, предложивший лучшие условия контракта. Такая процедура подходит для случаев, когда сам заказчик не может определить все характеристики предмета контракта.
Победителем аукциона признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
При подведении итогов процедуры закупки комиссия по осуществлению закупки оценивает каждую заявку на предмет соответствия критериям, указанным в документации закупки. По итогам рассмотрения заявке каждого из участников присваивается порядковый номер. Участник, заявке которого присвоен первый номер, признается победителем. Ему принадлежит право на заключение контракта. Однако если такой участник уклонится от заключения контракта, то контракт заключается с тем участником, заявке которого присвоен второй номер.
В результате контракт заключается с участником, признанным победителем, на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением такого участника закупки. После подписания сторонами контракт публикуется на том же сайте.
5. В ходе конкурентной процедуры закупки участники соревнуются между собой, предлагая условия, на которых они готовы заключить и исполнить контракт. К таким условиям в соответствии с извещением и документацией закупки могут быть отнесены: 1) цена; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки. Кроме того, заказчик вправе установить следующие требования к поставщику (исполнителю): 1) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов; 2) опыт работы, связанный с предметом контракта, деловая репутация; 3) наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В документации закупки установлена начальная (максимальная) цена контракта. Такая цена определяется и обосновывается заказчиком путем применения специальных методов, указанных в законе (ст. 22 Закона о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок).
Одним из приемов недобросовестной конкуренции со стороны участников закупки является установление чрезмерно низкой цены контракта (демпинговые цены). Если участник конкурса или аукциона предлагает цену, которая на 25% или более ниже начальной, то применяются антидемпинговые меры в соответствии со ст. 37 Закона о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок. Эти меры также направлены на защиту добросовестной конкуренции.
6. Ограничение принципа свободы договора затрагивает и определение содержания контрактов ряд условий, которые ГК не называет существенными для определенных гражданско правовых договоров, являются необходимыми для государственных и муниципальных контрактов. Например, существенными для договора поставки по общему правилу являются условия о предмете и о сроках поставки товара. В случае заключения договора поставки для государственных или муниципальных нужд этих условий недостаточно.
Обязательными условиями контрактов являются положения об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта, при этом в обязанности заказчика при наличии оснований для наступления гражданско правовой ответственности исполнителя входит взыскание с него неустойки и (или) штрафа.
В содержание контракта также обязательно включаются условия о порядке и сроках оплаты, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки, о способе обеспечения исполнения контракта, могут быть указаны и другие условия.
При заключении и исполнении обычных гражданско правовых договоров стороны могут по соглашению использовать определенные способы обеспечения исполнения обязательств (задаток, залог, банковскую гарантию). Законодательство о контрактной системе устанавливает обязанность по установлению в контракте обеспечительных мер.
Заявка каждого участника до момента определения победителя, а после определения победителя каждый контракт должны быть обеспечены определенными гарантиями со стороны участников закупки и победителя. Закон устанавливает способы обеспечения заявки, а после определения победителя закупки способы обеспечения исполнения контракта. Для этого сначала на всех участников, а затем на победителя закупки возлагается обязанность по внесению на счет заказчика денежной суммы, размер которой определяется документацией о закупке (от 5 до 30% начальной цены контракта). До внесения суммы обеспечения заявка участника не рассматривается, а после определения победителя до внесения обеспечения исполнения контракт не может быть заключен. Сумма обеспечения может быть возвращена исполнителю только после истечения гарантийного срока, установленного контрактом. Вместо внесения денежной суммы может использоваться банковская гарантия, выданная с соблюдением требований Закона.
7. Стороны контракта существенно ограничены в возможности его изменения и расторжения, в том числе по соглашению сторон. Изменение контрактов допускается лишь в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок. Расторжение договора допускается по основаниям, установленным гражданским законодательством, если в контракте предусмотрена возможность одностороннего отказа от его исполнения.
До недавнего времени вопрос о возможности уступки права (требования) исполнителем (поставщиком) после исполнения контракта иному лицу являлся спорным. В настоящее время Верховный Суд РФ указал, что такая уступка денежного требования допустима, личность кредитора для заказчика по обязательству об оплате выполненных работ (услуг) значения не имеет 1.
1 Пункт 17 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.).