8. В случае нарушения законодательства о контрактной системе со стороны участников закупки сведения о таких лицах вносятся в реестр недобросовестных поставщиков. В реестр включается информация об участниках закупок, необоснованно уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Информация в реестр недобросовестных поставщиков вносится сроком на два года.
9. Для защиты прав заинтересованных лиц установлен как судебный, так и внесудебный порядок. Участники закупок, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения вправе обращаться с жалобами в органы федеральной антимонопольной службы в случае нарушения процедуры проведения закупок. Требования к жалобе установлены ст. 105 Закона о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок. Отсутствие в жалобе каких либо реквизитов, предусмотренных указанной статьей Закона, является основанием для ее возвращения заявителю без рассмотрения. Подача жалобы не препятствует обращению в суд. Защита в судебном порядке производится независимо от обращения с жалобой в органы антимонопольной службы.
Помимо Закона о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок действует Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Он устанавливает общие принципы и основные требования закупки товаров, работ услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставных капиталах которых доля Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%, а также некоторыми иными юридическими лицами. Правила обоих законов во многом схожи, а информация о закупках также размещается в Единой информационной системе закупок.
Раздел XIII. ВНЕДОГОВОРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Глава 57. ПУБЛИЧНОЕ ОБЕЩАНИЕ НАГРАДЫ. ПУБЛИЧНЫЙ КОНКУРС
§ 1. Публичное обещание награды
1. Публичное обещание награды это односторонняя сделка, обязывающая наградить того, кто исполнит ее условия представит требуемый результат пообещавшему награду. Награжден будет и тот, кто совершил необходимые действия, не зная об обещанной награде.
Представление результата это тоже односторонняя сделка. Совокупность этих односторонних сделок влечет возникновение обязательства: обещавший обязан наградить отозвавшегося. В этом правоотношении обещавший награду должник, а отозвавшийся (представивший требуемый результат) кредитор.
2. Действие, за которое обещана награда, должно быть правомерным и чаще всего касается отыскания способа решения какой либо задачи в интересе обещавшего, например поиск утерянной или похищенной вещи, розыск гражданина (в том числе предполагаемого преступника), обнаружение ошибок в новом программном обеспечении, эргономических просчетов в изделии или даже опечаток в тексте новой книги. Требование о награде за аморальные (в том числе неприличные) действия не должно подлежать судебной защите.
3. Результаты этих действий по своему характеру могут быть различны:
единственный в своем роде. Например, найти вещь и доставить ее может только кто то один или несколько лиц совместно. Только он имеет право на награду;
одинаковые (повторившиеся). Например, информацию о месте, в котором скрывается разыскиваемый, в состоянии добыть и сообщить обещавшему награду несколько лиц. Награда достанется первому сообщившему информацию либо награду следует разделить между всеми одновременно представившими информацию;
неодинаковые (неповторившиеся). Обнаружить различающиеся ошибки в новой программе для ЭВМ могут несколько специалистов отдельно друг от друга. Интерес обещавшего состоит в выявлении каждой из ошибок (наибольшего их числа). Те из ошибок, которые выявил кто то один из специалистов (никто другой их не нашел), дают ему самостоятельное право на награду. В случае выявления одинаковых ошибок награждение, видимо, должно производиться также путем раздела между лицами, обнаружившими одинаковые ошибки.
В любом случае награда не множится, а распределяется среди всех имеющих на нее право в равных или иных долях (в том числе определяемых соглашением между награжденными). Таким же образом награда делится между лицами, добившимися результата совместно.
По общему правилу обещавший награду сам решает, тот ли результат представил отозвавшийся. Иное может вытекать из самого объявления или его существа. Например, подлинность отысканного произведения искусства может определить только эксперт; совершение преступления именно тем лицом, информацию о котором представил отозвавшийся, устанавливает суд. Споры о соответствии результата объявленным условиям подведомственны суду.
Обязанность доказывания достоверности представленной информации (если требуемый результат информация) лежит на отозвавшемся.
Следует отметить, что судебная практика не признает публичным обещанием награды различные sms викторины (например, «открой вклад сегодня получи миллион»). Суды исходят из того, что организатор этих викторин не обещает награду каждому, а лишь предлагает поучаствовать в розыгрыше 1.
1 Кажется, однако, более справедливым подход § 661a Германского гражданского уложения: «Предприниматель, который направит потребителям подтверждения выигрыша или равноценные сообщения и с помощью их оформления создаст впечатление, что потребитель выиграл приз, обязан предоставить этот приз потребителю».