Под правовыми основаниями (известными со времен римского частного права под термином causa) согласно п. 1 ст. 1102 ГК понимаются те, которые установлены «законом, иными правовыми актами или сделкой». При данном подходе отсутствие или недействительность любого из указанных обстоятельств признается отсутствием основания для обогащения (например, ошибочный платеж в отсутствие договора является неосновательным).
Весьма распространен и альтернативный подход, который рассматривает в качестве causa хозяйственную цель, в связи с которой имущество предоставлено потерпевшим приобретателю. При данном подходе, разумеется, остается неосновательным обогащение, осуществленное при отсутствии у сторон каких бы то ни было отношений (тот же самый ошибочный платеж является неосновательным). Однако неосновательным становится также и обогащение, полученное по договору, по которому хозяйственная цель потерпевшим не достигнута (например, товар передан приобретателю, а деньги не уплачены). Данный подход в последнее время получает признание как в судебной практике, так и в гражданском законодательстве. Так, в п. 5 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ № 165 приведена ситуация, при которой уплаченные до заключения договора деньги были признаны неосновательным обогащением не с момента их уплаты, а с момента, когда стало очевидно, что договор не будет заключен (хозяйственная цель не будет достигнута). Кроме того, такой вывод следует из правила, которое в 2015 г. введено в абз. 2 п. 4 ст. 453 ГК.
5. Обогащение считается неосновательным и при последующем отпадении основания.
Отпадение основания может состоять в недостижении хозяйственного результата, на который рассчитывал потерпевший (приведенный пример из п. 5 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ № 165, в котором аванс был уплачен в качестве предоплаты по несостоявшемуся договору), или прекращении существования правового основания, на котором была основана передача имущества (например, признание сделки недействительной).
6. Кондикционное обязательство имеет своим содержанием обязанность приобретателя возвратить потерпевшему весьма своеобразно определяемое наличное обогащение, которое составляет неосновательно приобретенное имущество в натуре (при невозможности его действительную стоимость), с прибавлением доходов, которые он извлек или должен был извлечь из этого имущества с того времени, когда узнал или должен был узнать о неосновательности обогащения, за вычетом (с правом возмещения) затрат на содержание и сохранение имущества.
В гл. 60 ГК в качестве генерального заложен граничащий с деликтным принцип полного возмещения полученного неосновательного обогащения: имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре (п. 1 ст. 1104). При этом приобретатель отвечает перед потерпевшим за всякие, в том числе и за всякие случайные, недостачу или ухудшение неосновательно приобретенного или сбереженного имущества, происшедшие после того, как он узнал или должен был узнать о неосновательности обогащения. До этого момента он отвечает лишь за умысел и грубую неосторожность (п. 2 ст. 1104 ГК).
Возмещение в натуре означает в первую очередь обязанность возвратить ту же самую индивидуально определенную вещь, которая была неосновательно получена, или соответствующее количество вещей, объединенных определенными родовыми признаками.
При этом в случае, если предмет неосновательного обогащения более не имеется в наличии у приобретателя (отчужден им, потреблен, уничтожен, полностью изношен), он обязан возместить потерпевшему стоимость имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения (п. 1 ст. 1105 ГК). На случай неосновательного перечисления безналичных денежных средств, ценных бумаг на предъявителя и т.п. закон предусматривает, что лицо, передавшее путем уступки требования или иным образом принадлежащее ему право другому лицу на основании несуществующего или недействительного обязательства, вправе требовать восстановления прежнего положения, в том числе возвращения ему документов, удостоверяющих переданное право (ст. 1106 ГК).
7. Законодатель не делает никакой разницы в размере взыскания в зависимости от добросовестности приобретателя (она учитывается только при определении начал и размера ответственности за недостачу и ухудшение имущества) и наличия у него к моменту рассмотрения дела фактического обогащения.
Такого рода регулирование утрачивает основанное на принципе справедливости назначение кондикционного обязательства недопущение обогащения за чужой счет. Гражданский кодекс ставит своей целью во всех случаях возникновения кондикционного обязательства восстановить имущественное положение потерпевшего в том виде, в каком оно было на момент неосновательного обогащения (данный подход применяется для деликтных обязательств).
Равным образом ГК никак не ограничивает в зависимости от добросовестности приобретателя или требований разумности сумму взыскиваемого в пользу потерпевшего неосновательно сбереженного имущества.
8. Лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения (п. 1 ст. 1107 ГК).
Доходы могут выражаться в плодах, арендной плате, доходах от результатов совместной деятельности с использованием неосновательного приобретенного имущества и т.д.
Кроме того, на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395 ГК). Они начисляются с того момента, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств (п. 2 ст. 1107 ГК). Судебной практикой выработан единообразный подход к тому, когда лицо надо считать узнавшим о неосновательном получении безналичных денежных средств: в п. 26 Постановления Пленумов ВС РФ, ВАС РФ № 13/14 указано: «в тех случаях, когда денежные средства передаются приобретателю в безналичной форме… следует исходить из того, что приобретатель должен узнать о неосновательном получении средств при представлении ему банком выписки о проведенных по счету операциях или иной информации о движении средств по счету…».
9. Единственная льгота, уменьшающая размер отыскиваемого наличного обогащения, которой может воспользоваться приобретатель в кондикционном обязательстве, содержится в ст. 1108 ГК: при возврате неосновательно полученного или сбереженного имущества или возмещении его стоимости приобретатель вправе требовать от потерпевшего возмещения понесенных необходимых затрат на содержание и сохранение имущества с того времени, с которого он обязан возвратить доходы с зачетом полученных им выгод. Это право утрачивается в случае, когда приобретатель умышленно удерживал имущество, подлежащее возврату. Таким образом, правом на возмещение затрат может воспользоваться лишь добросовестный приобретатель.
10. Существуют случаи, когда неосновательное обогащение не подлежит возврату (ст. 1109 ГК). Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:
1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное. Строго говоря, данная передача имущества вообще не является неосновательным обогащением, поскольку производится во исполнение действующего обязательства;
2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;
3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности. Данное правило в силу неоднозначности формулировки потребовало специальных разъяснений, поскольку при буквальном прочтении оно позволяло отказывать во взыскании уплаченного по недействительным или несостоявшимся сделкам. Президиум ВАС РФ в приложении к информационному письму № 49 разъяснил, что эта норма применяется лишь в тех случаях, когда лицо действовало с намерением одарить другую сторону и с осознанием отсутствия обязательства перед последней (п. 5). В п. 11 того же приложения указано, что означенная норма не применяется к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке.
11. Кондикционные обязательства, исходя из легального их определения, охватывают все случаи, когда лицо безосновательно приобретает или сберегает имущество за счет другого субъекта. Однако заложенный теорией и законом чрезвычайно широкий круг действий, событий, которые могут обусловить неосновательное обогащение, приводит к тому, что зачастую одни и те же факты подпадают под действие как норм, специально для этих случаев предназначенных, так и под действие гл. 60 ГК. По меткому выражению А.Л. Маковского, отметившего относительную «молодость» кондикционных обязательств в гражданском законодательстве, «со временем стало заметно, что «новорожденному» не совсем уютно в «обязательственной семье». Одни «ближайшие родственники» (деликты) рядом, но мешают жить самостоятельно, другие (виндикация, реституция) далеко и не хотят знаться» 1.
1 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая) / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова (автор комментария к гл. 60 А.Л. Маковский). М., 1996. С. 593.