7. Ответственность сторон по договору перевозки пассажира и багажа. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, Законом о защите прав потребителей 1, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793, ст. ст. 795, 796, 800, 1084 1094 ГК, ст. ст. 107 113 УЖТ, ст. ст. 34 36 УАТ, ст. ст. 116 121 Воздушного кодекса, ст. ст. 103.1, 116 КВВТ, ст. ст. 186 196 КТМ).
1 В частности, суд, установив, что авиакомпания неправомерно отказала истице (пассажиру) в уменьшении стоимости оказанной с недостатком услуги, правильно возложил на ответчика (авиакомпанию) обязанность по уплате истице неустойки в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей и применил положения ст. 13 указанного Закона, взыскав с ответчика штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований истицы (см.: Апелляционное определение Санкт Петербургского городского суда от 20 ноября 2014 г. № 33 16921/2014 // http://www.co№sulta№t.ru/).
§ 6. Договор транспортной экспедиции
1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК).
Договор транспортной экспедиции является двусторонне обязывающим (взаимным), возмездным и публичным. Последняя из характеристик обусловлена субъектным составом данного договорного правоотношения, одной из сторон которого всегда является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по оказанию транспортно экспедиционных услуг клиентам физическим и юридическим лицам для удовлетворения различных, как связанных, так и не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, потребностей последних.
Дискуссионным является вопрос о том, относится ли договор к числу реальных или он консенсуальный. Представляется, что договор транспортной экспедиции является консенсуальным, так как все совершаемые экспедитором юридические и фактические действия осуществляются им во исполнение ранее достигнутого сторонами соглашения об их совершении.
Договору транспортной экспедиции, обслуживающему сложный перевозочный процесс, присущи черты различных гражданско правовых договоров, распространенных в различных сферах предпринимательской деятельности. Так, с одной стороны, данному договору присущи черты таких договоров, как договоры поручения, комиссии и агентирования; с другой стороны, договору транспортной экспедиции присущи черты договоров перевозки, хранения и подряда.
Договор неразрывно связан, даже зависим от договора перевозки грузов, в целях организации надлежащего исполнения которого он и заключается. Именно потребность в квалифицированной и оперативной организации перевозки побуждает клиента к заключению договора транспортной экспедиции.
Договор транспортной экспедиции может быть заключен как на разовое экспедиционное обслуживание (организация однократной перевозки груза), так и на продолжительный период времени (например, на один год или пять лет), в течение которого экспедитор обязуется регулярно оказывать клиенту экспедиторские услуги по заявкам последнего.
2. Значение договора в том, что при организации перевозок требуется выбор вида транспорта, перевозчика (или даже нескольких перевозчиков), оптимального маршрута перевозки; погрузка груза в пункте его отправления и выгрузка в пункте назначения и т.д.
Грузоотправитель может сам решить все вышеперечисленные вопросы, не прибегая к услугам профессионального экспедитора. Однако далеко не каждый грузоотправитель обладает соответствующими знаниями, деловыми связями, практическим опытом и т.п. Эти, а также ряд иных причин побуждают грузоотправителей обращаться к услугам экспедиторов.
3. Отношения между экспедитором и клиентом в настоящее время регулируются ГК, Законом о транспортно экспедиционной деятельности и Правилами транспортно экспедиционной деятельности (далее Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.
К отношениям экспедитора и клиента потребителя применяется также Закон о защите прав потребителей.
Отношения между экспедитором и перевозчиками на различных видах транспорта регулируются также транспортными уставами и кодексами.
4. Единственным существенным условием договора транспортной экспедиции является условие о предмете данного договора. Цена (размер вознаграждения экспедитора), срок и порядок оказания экспедиционных услуг существенными условиями не являются.
Предметом договора транспортной экспедиции являются юридические и фактические действия экспедитора по организации перевозочного процесса, т.е. непосредственно по перевозке груза и предоставлению услуг, связанных с перевозкой. Согласно ст. 801 ГК договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены следующие обязанности экспедитора:
организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза (непосредственно с перевозчиками), обеспечить отправку и получение груза;
другие обязанности, связанные с перевозкой.
Перечисленные обязанности традиционно относят к числу основных обязанностей экспедитора.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и оплата других расходов, возлагаемых на клиента, и т.д.
Стороны самостоятельно согласуют, какие именно услуги (все, большая часть или лишь некоторые) из приведенных перечней будут оказываться экспедитором клиенту по договору транспортной экспедиции.
5. В соответствии с п. 1 ст. 802 ГК договор транспортной экспедиции заключается в простой письменной форме.
Заключение договора транспортной экспедиции подтверждают экспедиторские документы, закрытый перечень которых содержится в п. 5 Правил. Экспедиторскими документами являются:
поручение экспедитору, определяющее перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции;
экспедиторская расписка, выдаваемая клиенту экспедитором и подтверждающая факт получения последним груза для перевозки от клиента либо от указанного им грузоотправителя;
складская расписка, подтверждающая факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.
6. Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент.
Клиентом в договоре транспортной экспедиции может быть любое лицо, обладающее необходимым для заключения указанного договора объемом дееспособности, в том числе и физическое лицо, потребность которого в экспедиторских услугах обусловлена личными, семейными, домашними или иными нуждами, не связанными с осуществлением им предпринимательской деятельности. Клиентом по договору транспортной экспедиции может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель (например, покупатель в договоре поставки).
Экспедитором может быть только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. В качестве экспедитора по договору транспортной экспедиции могут выступать не только специализированные экспедиторские компании, но и транспортные организации и другие перевозчики. В последнем случае экспедитор и перевозчик будут совпадать в одном лице.
7. Клиент по договору транспортной экспедиции вправе:
выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;
требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;
давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции (ст. 3 Закона о транспортно экспедиционной деятельности).
К числу обязанностей клиента, предусмотренных ст. 804 ГК и ст. 5 Закона о транспортно экспедиционной деятельности, относятся следующие:
своевременно предоставить экспедитору информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и т.д.;
своевременно представить экспедитору документы, необходимые для осуществления таможенного, федерального государственного транспортного надзора и других видов государственного контроля (надзора);
выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей;
уплатить в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, причитающееся экспедитору вознаграждение;
возместить экспедитору понесенные последним в интересах клиента расходы.
8. Экспедитор по договору транспортной экспедиции вправе:
отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос;
выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента об этих изменениях;
если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов;
не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до предоставления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей;
если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.
Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.
Экспедитор обязан:
при заключении договора транспортной экспедиции проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающем стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается;
при приеме груза проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также предоставленной информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции;
при приемке груза (после проверки достоверности представленных клиентом документов и информации) выдать клиенту экспедиторский документ и представить оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной последним доверенности;
сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные;
предварительно запрашивать клиента об отступлении от его указаний или, если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, уведомить клиента о допущенных отступлениях от указаний клиента, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором;
при оказании услуг клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор обязан предоставить клиенту по его требованию информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей;
оказывать услуги в соответствии с договором.
9. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 ГК, Закона о транспортно экспедиционной деятельности и иных федеральных законов.
Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
10. Каждая из сторон договора вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.
При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора. В случае одностороннего отказа от исполнения договора клиент или экспедитор также уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.
11. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательным является предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. В последнем случае клиент вправе направить иск непосредственно в суд, минуя досудебный (претензионный) этап разрешения спора.
Претензия к экспедитору предъявляется клиентом в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.
Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.
Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение 30 дней со дня ее получения.
Согласно ст. 13 Закона о транспортно экспедиционной деятельности для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска, т.е. с момента, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.