Принцип законности в деятельности самой прокуратуры означает, что каждое требование прокурора, каждый исходящий от него правовой акт должны основываться на законе и выполняться в формах, предусматриваемых законом.
Гласность — организационный принцип деятельности прокуратуры, в соответствии с которым органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. В соответствии с принципом гласности прокуратура информирует федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.
Реализация принципа гласности организационно обеспечивается созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений, отвечающих за связь со средствами массовой информации.
13.3. Система и организационная структура
органов прокуратуры Российской Федерации
Прокуратура в Российской Федерации представлена в виде независимой и самостоятельной системы — совокупности органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, а также выполняющих иные функции, возложенные на органы прокуратуры федеральным законом.
Прокурорская система — это упорядоченное построение прокурорских органов различных уровней и компетенции, объединенных единой подчиненностью, общностью целей и задач, приемов и способов их достижения (см. схему 16).
Схема 16
Система органов прокуратуры в Российской Федерации
(ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»)
┌──────────────────────────┐
│Генеральная прокуратура РФ│
└─────────────┬────────────┘
┌───────────────────────┼─────────────────────┐
V V V
┌───────────────────────────┐┌───────────────┐┌───────────────────────────┐
│- Научные и образователь- ││Территориальные││ Специализированные │
│ ные учреждения; ││ органы ││ прокуратуры │
│- объекты социально-быто- ││ прокуратуры │└─────────────┬─────────────┘
│ вого и хозяйственного на-│└────────┬──────┘ V
│ значения; │ V ┌───────────────────────────┐
│- редакции печатных изданий│┌───────────────┐│- Транспортная прокуратура;│
└───────────────────────────┘│ Прокуратуры ││- природоохранная прокура- │
│ субъектов РФ ││ тура; │
└────────┬──────┘│- военная прокуратура; │
V │- прокуроры закрытых ад- │
┌───────────────┐│ министративных терри- │
│ Прокуратуры ││ ториальных образований │
│ городов ││ (ЗАТО) и особо режимных │
│ и районов ││ объектов; │
└────────┬──────┘│- прокуратуры по надзору за│
V │ соблюдением законов в ис-│
┌───────────────┐│ правительных учреждениях │
│ Прокуратуры │└───────────────────────────┘
│ районов │
│ в городах │
└───────────────┘
Образование, реорганизация и ликвидация органов и организаций прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускается.
Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ. Генеральный прокурор и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ.
В соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе и в автономных образованиях учреждены и действуют прокуратуры субъектов Российской Федерации — нижестоящее по отношению к Генеральной прокуратуре РФ звено. Они являются территориальными органами прокуратуры.