Судами общей юрисдикции, кроме того, осуществляется судебный контроль за законностью действий органов исполнительной власти на досудебных стадиях уголовного судопроизводства посредством дачи судом разрешения на производство ряда процессуальных действий, способных нарушить или ограничить конституционные права граждан (ч. 2 ст. 29 УПК РФ).
Предметом постоянного и особого внимания судебной власти является формирование судейского корпуса. Подбор кандидатов на судейские должности осуществляется соответствующими квалификационными коллегиями судей весьма тщательно, с тем чтобы исключить возможность появления в сфере правосудия недостойных лиц, не обладающих высокими профессиональными качествами.
Судебная власть в лице высших судебных органов в Российской Федерации активно использует свое право законодательной инициативы по вопросам ведения. Многие законопроекты, подготовленные Верховным Судом РФ, направлены на совершенствование работы судов, процедуры судопроизводства, повышение независимости, самостоятельности судей, укрепление их статуса. Законы о внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие были приняты Государственной Думой Федерального Собрания РФ.
Разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики — важнейшая функция судебной власти. Эта функция направлена на обеспечение единства судебной практики, а следовательно, и на защиту прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и других лиц. Верховный Суд РФ реализует эту функцию посредством разъяснений Пленумом вопросов судебной практики, которые оформляются его постановлениями.
Обеспечение судебной деятельности — функция, которая направлена на создание условий для нормального функционирования судебной власти, укрепление самостоятельности судов, независимости судей. Она осуществляется аппаратом Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ при реализации мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера.
Все это свидетельствует о том, что судебная власть, обладая столь значимыми полномочиями, представляет равновесную ветвь среди других ветвей государственной власти. Такое положение судебной власти стало возможным только при разделении государственной власти на три самостоятельные ветви — законодательствую, исполнительную и судебную.
Судебная власть основана на праве (положениях Конституции РФ и федеральных законах) и реализуется путем применения норм права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда.
Судебная власть — это предоставленные судам как специальным органам государства полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений.
Становление правового государства неразрывно связано с возрастанием роли судебной власти в утверждении конституционной законности, с расширением объема полномочий судебной власти в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих не только в отношениях между физическими и юридическими лицами, но и во взаимоотношениях различных ветвей власти при нарушении интересов Российской Федерации и ее субъектов, при осуществлении административного управления.