1 Приказ ФТС от 12 января 2007 г. № 23 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях» (ред. от 22.03.2012) // Российская газета. 2007. 4 апреля.
В соответствии с действующим законодательством таможенные органы России производят дознание по делам, отнесенным к их компетенции:
— о контрабанде, то есть о незаконном перемещении в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенном с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов либо сопряженном с недекларированием или недостоверным декларированием (ч. 1 ст. 188 УК РФ);
— по незаконному экспорту технологий, научной информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
— по невозвращению на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);
— об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенном в крупном размере (ст. 194 УК РФ).
Материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.
Неотложные следственные действия производятся таможенными органами по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие, в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ. Производство неотложных следственных действий осуществляется таможенными органами в течение 10 суток после возбуждения уголовного дела в целях обнаружения и закрепления следов преступления и обнаружения лица, его совершившего. После этого таможенный орган направляет уголовное дело по подследственности в соответствующий следственный орган для дальнейшего производства предварительного следствия.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ таможенные органы как органы дознания обязаны исполнять письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также оказывать содействие при их осуществлении (ст. 38 УПК РФ).
Таможенные органы вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность, то есть гласно и негласно проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (п. 5 ч. 1 ст. 19 Закона о таможенном регулировании в РФ).
Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов включает:
— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
— выявление и установление лиц, их подготавливающих или совершающих;
— осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов предварительного расследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания;
— розыск без вести пропавших;
— добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности.
Оперативно-поисковые подразделения таможенных органов вправе проводить следующие оперативно-розыскные мероприятии: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочную закупку; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемую поставку; оперативный эксперимент (ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).