— Уполномоченный по правам человека в РФ;
— органы, оказывающие юридическую помощь (нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные службы).
1.3. Источники права о правоохранительных
и судебных органах
Организация и деятельность правоохранительных и судебных органов регулируется правовыми актами различного уровня и неодинаковой юридической силы.
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и деятельность правоохранительных и судебных органов, являются источниками права о правоохранительных и судебных органах.
Правовой акт — один из основных источников права, представляет властное предписание органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, которое устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы (правила поведения).
Правовые акты о правоохранительных и судебных органах можно классифицировать по их юридической силе (схема 3) и по содержанию регулируемых вопросов.
Схема 3
Классификация правовых актов о правоохранительных
и судебных органах по юридической силе
┌──────────────────────────────────────────────┐
международные ┌──│Конституция │
┌─────────────┐ │ └──────────────────────────────────────────────┘
│ I уровень ├─┤ ┌──────────────────────────────────────────────┐
└─────────────┘ └──│Общепризнанные принципы и нормы международного│
│права и международные договоры РФ │
└──────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────┐ ┌──────────────────────────────────────────────┐
│ II уровень ├───│Федеральные конституционные законы │
└──────────────┘ └──────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────┐ ┌──────────────────────────────────────────────┐
│ III уровень ├───│Федеральные законы │
└──────────────┘ └──────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────┐ ┌──────────────────────────────────────────────┐
│ IV уровень │───│Нормативные правовые акты субъектов РФ │
└──────────────┘ └──────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────┐ ┌──────────────────────────────────────────────┐
│ V уровень ├───│Подзаконные нормативные акты │
└──────────────┘ └──────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────┐ ┌──────────────────────────────────────────────┐
│ VI уровень ├───│Официальные акты высших судебных органов │
└──────────────┘ └──────────────────────────────────────────────┘
По юридической силе все нормативные правовые акты, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных и судебных органов, подразделяются на законы и подзаконные акты.
I уровень — Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Все иные законы и подзаконные акты должны ей не противоречить, соответствовать. Конституция РФ определяет основы деятельности правоохранительных и судебных органов, организацию судебной системы страны, принципы правосудия, правовой статус судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также порядок назначения на должность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров. Конституционные нормы о правах и свободах человека и гражданина (глава 2), обязанность государства обеспечить эти права и свободы имеют непосредственное отношение к деятельности всех правоохранительных органов.
На этом же уровне находятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. Международные правовые акты применяются правоохранительными и судебными органами России в случае расхождения национального правового акта с международным договором при условии, что он ратифицирован Россией в соответствии с установленной процедурой и признан подлежащим исполнению.