ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ. УЧЕБНИК

Решения Конституционного Суда РФ по вопросам, относящимся к его компетенции (о соответствии Конституции РФ законов и нормативных правовых актов, о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, и др.), могут повлечь приостановление акта, противоречащего Конституции РФ, и обязанность компетентного органа привести этот акт в соответствие с Конституцией. Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и обязательно на всей территории Российской Федерации и для всех органов государственной власти и должностных лиц.

В постановлениях Пленума Верховного Суда РФ содержатся разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Такие разъяснения основаны на изучении и обобщении судебной практики, анализе судебной статистики и должны учитываться в правоприменительной практике как органами правосудия, так и органами предварительного расследования и прокурорами.

Все нормативные правовые акты о правоохранительных органах можно классифицировать по содержанию регулируемых вопросов (схема 4).

Схема 4

Классификация правовых актов о правоохранительных

и судебных органах по их содержанию

┌─────────────────────────────────────────────┐

──│Общего характера │

└─────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────┐

──│О правосудии и судебной системе │

└─────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────┐

──│Об организации обеспечения деятельности судов│

└─────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────┐

──│О прокуратуре и прокурорском надзоре │

└─────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────┐

──│Об органах предварительного расследования │

└─────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────┐

──│Об органах обеспечения охраны правопорядка │

└─────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────┐

──│Об органах обеспечения безопасности │

└─────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────┐

──│Об организации юстиции │

└─────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────┐

──│О таможенных и налоговых органах │

└─────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────┐

──│Об Уполномоченном по правам человека │

└─────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────┐

──│О нотариате и адвокатуре │

└─────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────┐

──│О частной детективной и охранной деятельности│

└─────────────────────────────────────────────┘

На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые опубликованы в официальных источниках.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, международных договоров, вступивших в силу для Российской Федерации, постановлений Конституционного Суда РФ, а также иных решений Конституционного Суда РФ регламентируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 25.12.2012).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).