В толковании вышеуказанных норм не последняя роль отведена Европейскому суду по правам человека, в решениях которого ограничения права на неприкосновенность жилища в правомерных целях называются объективно необходимыми условиями обеспечения справедливого баланса между интересами индивидуума и всего общества в целом. Кроме того, Европейский суд по правам человека указывает на четко обусловленную и законодательно закрепленную необходимость их использования в каждом конкретном случае.
Европейским судом была изложена позиция расширенного толкования терминов:
— «жилище», к которому относятся помимо жилых еще и служебные помещения, учитывая невозможность четкого разграничения этих понятий. Такой подход предоставляет возможность правовой защиты по ст. 9 Конвенции лицам, чья профессиональная и непрофессиональная деятельность тесно переплетены;
— «вмешательство со стороны государственных органов» в осуществление лицом права на неприкосновенность жилища, куда Европейский суд относит и традиционные формы ограничения (такие, как обыск), и ряд других форм (например, уничтожение силами безопасности страны жилых домов посредством их поджога или ввод в эксплуатацию предприятия по переработке отходов в непосредственной близости от жилища, вследствие чего оно было покинуто).
4. СВОБОДА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ
Жилищное законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, на признании равенства участников жилищных отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из положений ЖК РФ, других федеральных законов или существа соответствующих отношений (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ) 1 .
1 Жилищный кодекс: Федер. закон: принят Гос. Думой 22 декабря 2004 г.: одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 г.: по состоянию на 5 апреля 2013 г. М.: Рид Групп, 2013. С. 45.
Согласно ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Могут пользоваться жилым помещением, вселять в него других граждан, обменивать жилое помещение, занимаемое по договору социального найма.
Говоря о равенстве участников жилищных отношений как о принципе жилищного права, важно обратить внимание на следующие обстоятельства.
Во-первых, речь идет о юридическом (формальном) равенстве. Понятие такого формального или юридического равенства не включает в себя равенство по экономическому, психофизическому и иным индивидуальным, объективно существующим критериям. Право, регулируя определенные виды общественных отношений, игнорирует реально существующее неравенство и опирается на юридическое равенство субъектов.
Во-вторых, в гражданском праве критерий равенства отражает суть правового положения (статуса) участников гражданских правоотношений, которые не вправе использовать принудительную власть по отношению друг к другу, даже в том случае, когда в качестве одной из сторон выступает публично-правовое образование. Напротив, все они обладают одинаковыми юридическими возможностями и на их действия по общему правилу распространяются одни и те же гражданско-правовые нормы. В гражданском праве имеются и необходимые изъятия из названного принципа. Так, гражданское законодательство в некоторых случаях устанавливает специальные правила для предпринимателей, предъявляя к ним как к профессиональным участникам оборота более жесткие, повышенные требования. Для граждан-потребителей в их взаимоотношениях с предпринимателями, наоборот, предусматриваются дополнительные правовые гарантии соблюдения их интересов (как это, например, происходит при заключении так называемых публичных договоров в соответствии с правилами ст. 426 ГК РФ) 1 .