1 Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 8. Ст. 963.
Отметим также, что Единый государственный реестр прав, дела правоустанавливающих документов и книги учета документов являются вечными. Их уничтожение, а равно изъятие из них каких-либо документов или их частей, не допускается.
Остановимся на правовом статусе и функциях лица, занимающегося государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, — регистраторе.
Согласно ст. 15 Закона о госрегистрации на должность государственных регистраторов назначаются работники органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, — граждане Российской Федерации, прошедшие специальные курсы, сдавшие квалификационный экзамен и имеющие либо:
— высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее чем три года или опыт работы в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, не менее чем два года;
— иное высшее образование и опыт работы в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, не менее чем три года.
Порядок назначения на должность государственных регистраторов, порядок сдачи квалификационного экзамена определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. В настоящее время он закреплен Приказом Министерства экономического развития РФ от 3 июня 2010 г. № 223 «Об утверждении Положения о порядке назначения на должность государственных регистраторов» 1 .
1 Российская газета. 2010. 9 июля. С. 4.
Регистратор прав является государственным служащим, замещающим соответствующую государственную должность. Особенности прав и обязанностей должностных лиц по регистрации прав как государственных служащих регулируются законодательством Российской Федерации.
В арсенале регистратора существует четыре действия, направленные на защиту интересов приобретателей недвижимости:
1) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
2) назначение правовой экспертизы документов и проверка законности сделки;
3) установление отсутствия противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимости;
4) проверка юридической силы правоустанавливающих документов.
Статья 14 Закона о госрегистрации предусматривает два способа удостоверения государственной регистрации прав в зависимости от объекта регистрации: свидетельство о государственной регистрации прав и специальную регистрационную надпись на документе. Свидетельство выдается для удостоверения проведенной государственной регистрации, возникновения и перехода прав на недвижимое имущество.
Специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки, совершается для удостоверения государственной регистрации договоров (если их регистрации предусмотрена законом) и иных сделок. В развитие данного положения Приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2013 г. № 765 установлены новые формы свидетельства о государственной регистрации и специальной регистрационной надписи. При этом все ранее действующие свидетельства сохраняют юридическую силу.
В связи с этим Федеральная нотариальная палата в письме от 16 марта 1998 г. № 175 «О применении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отмечала: «Применение новых форм свидетельства о регистрации и регистрационной надписи с момента введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» приведет к нарушению прав участников гражданского оборота, чьи права и договоры по совершенным и зарегистрированным сделкам с недвижимым имуществом в период после введения в действие данного Федерального закона до опубликования названного Постановления Правительства Российской Федерации были удостоверены в соответствии с п. 2 ст. 14 указанного Федерального закона ранее введенными образцами форм» 1 . К сожалению, следует констатировать пробел в законодательстве.