Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Жилищное право. Учебник — Страница 27 — Ваш юрист

Жилищное право. Учебник

К ним могут примыкать также договорные жилищные отношения, но несамостоятельные, устанавливаемые в рамках другого, не жилищного, основного договора (договора ренты).

По мнению В.Н. Литовкина, отношения, условно называемые жилищными, в отличие от собственно жилищных — по осуществлению правомочий собственником владения и пользования собственным жильем, двух из трех названных правомочий собственника жилища, слагаемых в самостоятельное право собственника, также несамостоятельны. Третье правомочие права собственности на жилище — правомочие распоряжения жилищем — ограничено его владением и пользованием (перепланировка, переоборудование жилого помещения) 1 .

 

1 Литовкин В.Н. Концепция развития жилищного законодательства // Жилищное право. 2004. № 3. С. 14.

Таким образом, действие жилищного законодательства распространяется на разнородные общественные отношения, к которым применяются различные методы правового регулирования, хотя указанные отношения и подпадают под собирательное понятие «жилищные отношения».

Специфика норм жилищного законодательства и жилищных правоотношений состоит в том, что названные нормы и правоотношения касаются вопросов, связанных с удовлетворением потребностей граждан в жилье. В то же время отношения, связанные со строительством жилых домов, отводом земельных участков под строительство, осуществлением права собственности на жилые помещения, регулируются соответственно градостроительным, земельным и гражданским законодательством 1 .

1 Гонгало Б.М. Основные начала российского жилищного законодательства (комментарий законодательства) // Нотариус. 2005. № 3. С. 23.

Нормы, содержащиеся в жилищном законодательстве, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ. Это вытекает из п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которому нормы гражданского законодательства, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ 1 .

1 См. подробнее: Рахвалова М.Н. Нормы, регулирующие жилищные отношения, как составляющая жилищного и гражданского законодательства // Семейное и жилищное право. 2013. № 5. С. 44 — 46.

П.В. Крашенинников, характеризуя жилищное законодательство, полагает, что оно носит комплексный характер 1 , но отмечает, что значительная часть норм, содержащихся в актах жилищного законодательства, являются гражданско-правовыми 2 .

1 Крашенинников П.В. Жилищное право. М.: Статут, 2005. С. 13 — 14.

2 Якупова А.И. Характеристика жилищного законодательства Российской Федерации // Жилищное право. 2007. № 10. С. 11 — 13.

Анализ внесенных в последнее время изменений в ЖК РФ и разрабатывающихся законопроектов позволяет выделить несколько основных направлений совершенствования жилищного законодательства:

во-первых, уточнение полномочий органов власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в области жилищных отношений;

во-вторых, уточнение содержания или введения новых материальных норм, которые бы должным образом урегулировали жилищные отношения, в том числе и в области уточнения полномочий органов местного самоуправления и органов власти субъектов РФ;

в-третьих, увеличение гарантий социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения.

Оценивая состояние современного жилищного законодательства, нельзя не отметить в качестве основополагающей тенденции устойчивую интенсификацию работы по формированию регионального жилищного законодательства большинства субъектов РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Практически все субъекты РФ и органы местного самоуправления разработали акты о порядке и условиях признания граждан малоимущими, о порядке постановки на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о размере учетной нормы площади и нормы предоставления, о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. И если в большинстве случаев принятые акты отвечают требованиям действующего законодательства, то некоторые из них отменяются именно в связи с несоответствием ст. 13 и 14 ЖК РФ: органы государственной власти и органы местного самоуправления выходят за пределы своих полномочий и принимают акты по вопросам, которые не относятся к их компетенции. Вместе с тем в юридической литературе наряду с содержанием соответствующих актов регионального уровня 1 активно обсуждается и правомерность позиции ЖК РФ, предусматривающего возможность принятия актов в области жилищных отношений органами местного самоуправления 2 .

Пожертвование на развитие ресурса