Таким образом, по нашему глубокому убеждению, в ГК РФ не должно быть специальных норм о конкретных жилищных обязательствах, кроме названных общих положений.
По-иному следовало бы решать проблему и вещных прав на жилище. В отношениях собственности и других вещных прав на жилые помещения ГК РФ (ст. 292) ограничен упоминанием жилищного законодательства, в котором предусматриваются только условия права пользования жилым помещением членами семьи собственника этого помещения, т.е. в ГК РФ не только оставлено регулирование общих положений вещного права, но и закреплено формулирование специальных норм (гл. 18 «Право собственности и другие вещные права на жилые помещения»).
ЖК РФ по своей юридической природе пригоден к регулированию в своем формате и отношений, возникающих свободно, и отношений, возникающих из актов государственных органов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей 1 .
1 Литовкин В.Н. Жилищное законодательство и Концепция развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 47 — 53.
Таким образом, можно выделить следующие меры по совершенствованию жилищного права, требующие скорейшей своей реализации на законодательном уровне:
— изъять из ГК РФ специальные нормы о конкретных жилищных обязательствах и оставить только общие положения, касающиеся регулирования жилищных правоотношений;
— восполнить недостаточность нормативного материала, направленного на решение проблемы вещных прав на жилище;
— уточнить полномочия органов власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в области жилищных отношений;
— детализировать содержание проанализированных материальных норм, а при их отсутствии закрепить новые материальные нормы, направленные на урегулирование жилищных отношений;
— укрепить гарантийные механизмы социальной защиты в области жилищных отношений наиболее уязвимых слоев населения.
СТРУКТУРА И СОСТАВ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В отличие от гражданского законодательства, которое находится только в ведении Российской Федерации, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому соответствующие правовые акты принимаются как на федеральном, так и региональном уровнях.
Исходя из положений ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ 1 . Определим структуру жилищного законодательства.
1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: Офиц. текст. М.: Маркетинг, 2001. С. 12.
На федеральном уровне регулирования это следующие акты:
а) законодательные акты Российской Федерации — законы и другие нормативные правовые акты, принятые федеральным законодательным (представительным) органом: Федеральным Собранием — парламентом Российской Федерации.
Кроме того, продолжают действовать и некоторые нормативные акты государственных органов СССР, которые применяются до принятия соответствующих законодательных актов РФ в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ.
До принятия нового ЖК РФ наиболее значимыми актами жилищного законодательства были следующие:
— ЖК РСФСР 1983 г., несмотря на то что многие его положения противоречили Конституции, был одним из основных актов жилищного законодательства. В нем наиболее полно были урегулированы вопросы, касающиеся предоставления жилых помещений и пользования ими;