Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ. УЧЕБНИК — Страница 15 — Ваш юрист

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ. УЧЕБНИК

1 Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Указ. соч. С. 47.

«Власть» следует понимать не как орган или систему органов, ее осуществляющих, а, как правило, основанную на законе возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий. Оба элемента органически связаны друг с другом».

Важнейшая функция (полномочие) судебной власти, которая осуществляется ее органами — судами, правосудие 1. Способом осуществления правосудия является разбирательство и разрешение конкретных дел в судебных заседаниях посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства. При разрешении судами дел и принятии при этом решений проявляются властные полномочия суда в подчинении участников судебного разбирательства суду и безусловном исполнении его постановлений всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами на всей территории Российской Федерации.

1 См. подробнее гл. 4.

Кроме осуществления правосудия, судебная власть имеет и ряд других, принадлежащих исключительно ей и реализуемых судами полномочий (схема 5).

Схема 5

Функции (полномочия) судебной власти

┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

──│Конституционный контроль │

└──────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и │

│действий (или бездействия) органов государственной власти │

──│(исполнительной), должностных лиц и государственных служащих в│

│случае их обжалования в суд │

└──────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

──│Участие в формировании судейского корпуса │

└──────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

──│Разъяснение действующего законодательства на основе изучения и│

│обобщения судебной практики │

└──────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

──│Разбирательство и разрешение дел об административных │

│правонарушениях, подведомственных судам │

└──────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

──│Обеспечение судебной деятельности и иные полномочия в │

│соответствии с законодательством Российской Федерации │

└──────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

──│Право на законодательную инициативу │

└──────────────────────────────────────────────────────────────┘

Конституционный контроль осуществляется Конституционным Судом РФ за соответствием Конституции РФ широкого круга нормативных актов государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, в частности федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, находящимся в ведении органов государственной власти Российской Федерации и совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Судебный контроль законности нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц (нормоконтроль) осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с их подсудностью. Разрешение судами гражданских дел об оспаривании законности актов Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления позволяет улучшить нормотворческую и правоприменительную деятельность органов власти различных уровней и должностных лиц, способствует усилению прав граждан и юридических лиц.

Судебный контроль законности действий (бездействия) органов исполнительной власти и должностных лиц осуществляется путем рассмотрения жалоб и заявлений на действия (или бездействие) органов государственной власти, должностных лиц и государственных служащих всех уровней. В настоящее время любые решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в суд.

Пожертвование на развитие ресурса