Письмо ФТС РФ от 20 марта 2013 г. № 18-12/11516 «О направлении обзора законодательных основ привлечения лиц к административной ответственности в государствах — членах Таможенного союза после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза».
Глава 22. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22.1. Понятие, задачи и полномочия налоговых органов
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ).
Налоги — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ч. 1 ст. 8 НК РФ).
Сборы — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление прав или выдачу разрешений (лицензий) (ч. 2 ст. 8 НК РФ).
Взимание налогов — необходимое условие существования государства и его органов. В Российской Федерации налоговые платежи составляют основную долю (более 80%) доходной части федерального бюджета.
В целях обеспечения стабильности поступления в казну государства установленных налогов и иных платежей, выплачиваемых налогоплательщиками, необходим контроль и надзор со стороны государственных органов за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. В России эти функции осуществляют налоговые органы.
Налоговые органы — федеральные органы исполнительной власти, призванные осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
Правовой статус налоговых органов определяет ФЗ «О налоговых органах Российской Федерации» (ст. 1). Налоговые органы в РФ составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (ст. 30 НК РФ).
Субъекты Российской Федерации не имеют права создавать собственные налоговые органы.
Не являются налоговыми органами:
— таможенные органы — пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу, но в соответствии с таможенным законодательством;