Особенностью принципов правосудия является то, что, во-первых, содержащиеся в них положения обязательны для исполнения не только судьями, но и другими участниками судопроизводственного процесса, во-вторых, они должны служить ориентирами для законодательной власти в правотворческой деятельности.
Выделяют следующие принципы правосудия (см. схему 6).
Схема 6
Принципы правосудия
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
──│Законность │
└──────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
──│Осуществление правосудия только судом │
└──────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
──│Независимость судей и подчинение их только закону │
└──────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
──│Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права │
│на защиту │
└──────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
──│Обеспечение прав граждан на судебную защиту │
└──────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
──│Осуществление правосудия на началах равенства всех перед │
│законом и судом │
└──────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
──│Состязательность и равенство сторон │
└──────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
──│Открытое разбирательство дел во всех судах │
└──────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
──│Презумпция невиновности │
└──────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
──│Участие граждан в отправлении правосудия │
└──────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐
──│Национальный язык судопроизводства │
└──────────────────────────────────────────────────────────────┘
Совокупность этих принципов и образует систему демократических основ правосудия. Некоторые из этих принципов правосудия можно отнести к принципам судоустройства (осуществление правосудия только судом, независимость судей, участие граждан в отправлении правосудия и др.), а другие — к принципам судопроизводства (состязательность и равенство сторон, презумпция невиновности и др.).
Законность — один из основных демократических принципов правового государства, который выступает в качестве универсального правового принципа, заключающегося в точном и неукоснительном соблюдении действующих в государстве законов и принятых на их основе иных правовых актов всеми участниками общественных отношений: государственными и негосударственными органами, учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами и иными лицами, находящимися на территории Российской Федерации.
Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
К законам относятся федеральные законы, которые подразделяются на федеральные конституционные законы (например, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и др.) и федеральные законы (ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» и др.), а также принимаемые в субъектах РФ конституции, уставы и другие законодательные акты 1.
1 См. подробнее раздел 1.3.
Федеральные законы обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, а законодательные акты, издаваемые органами власти субъектов РФ, действуют на территории данного субъекта. Федеральные законы должны соответствовать Конституции РФ. Законодательные акты субъектов РФ должны соответствовать федеральному законодательству. Иные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты других органов государственной власти) применяются в пределах, установленных законами, и если они им не противоречат.
«Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом» (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ).