г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции РФ;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
5.1) проверяет на соответствие Конституции РФ вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Компетенция Конституционного Суда РФ может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Конституционный Суд РФ свои полномочия по конституционному контролю осуществляет посредством конституционного судопроизводства.
Конституционное судопроизводство — процессуальная форма деятельности Конституционного Суда РФ, в которой применяются и интерпретируются конституционные нормы и решаются различные юридические дела, относящиеся к его компетенции. Конституционное судопроизводство направлено на устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта либо договора Конституции РФ, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, а в необходимых случаях — толкование Конституции РФ.
Конституционное судопроизводство — это деятельность Конституционного Суда РФ, регламентированная ФКЗ о Конституционном Суде РФ, по осуществлению целей и задач конституционного правосудия в соответствии с предоставленными ему правомочиями.
Организационные формы конституционного судопроизводства установлены в ст. 20 ФКЗ О Конституционном Суде РФ.
Результаты деятельности Конституционного Суда выражаются в правовых позициях и итоговых выводах, которые содержатся в соответствующем решении Конституционного Суда.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ имеют большое значение для осуществления органами публичной власти законотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, при защите гражданами, их объединениями, предпринимателями, предприятиями, учреждениями и организациями своих прав в судах и иных органах. В конечном счете способствуют реальному воплощению принципов и норм Конституции РФ в общественных отношениях.