Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 183 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

Проблема государственности субъектов Федерации и, в частности, республик в ее составе, возможности и пределов данной государственности, масштабов и границ суверенности российских республик продолжает оставаться предметом достаточно острых дискуссий. Причем они происходят не столько в научной среде, сколько между различными субъектами политических отношений, поскольку данная проблема не является чисто академической. Характер распределения властных функций между разными уровнями институтов государственной власти определяет их реальные права и следующие из них регулятивные возможности, объем и пределы легитимных полномочий. Неслучайно поэтому, что высказываются прямо противоположные точки зрения — от абсолютного неприятия даже элементов суверенитета субъектов Федерации, расцениваемых как угроза целостности Российского государства и непреодолимое препятствие процессу государственного управления, до абсолютизации суверенитета республик и призыва к еще большей децентрализации государственного устройства.

Во многом это обусловлено тем, что Россия все еще находится в процессе построения обновленного федеративного государства и лишь постепенно обретает те качества и свойства, которые присущи реальному федерализму. Содержащееся в Конституции РФ положение о федеративном характере российской государственности является не констатацией реальных свойств современного Российского государства, а скорее ориентиром и достаточно отдаленной целью его развития. Федеративное государство, существование которого уже провозглашено Конституцией РФ как нечто реально существующее, на деле лишь создается, и процесс этот является болезненным, во многом противоречивым, определяемым борьбой различных политических сил.

Как уже отмечалось, РСФСР, провозглашенная III Всероссийским съездом Советов 25 января 1918 г., хотя и именовалась федерацией, но и фактически, и формально-юридически также таковой не была. Наличие местного самоуправления и отдельных автономных образований в ее составе — а это выдавалось за свойства федерализма — не означало, что Россия действительно являлась федеративным государством. Называясь федерацией, РСФСР на деле не отвечала большинству признаков, присущих действительно федеративному государству. Отсутствовали важнейшие признаки федерализма, такие как делегирование полномочий снизу вверх, от субъектов центру, наличие у субъектов реальных и охраняемых законом прав, что позволяло бы говорить хотя бы об относительной реальности государственности субъектов. К тому же даже и те скромные права, которыми обладали республики и иные регионы в составе РСФСР, были сугубо фиктивными и в условиях царившего тогда в обществе правового нигилизма реально никем и никогда не востребовались. Даже скромные попытки вспомнить о декларированных конституциями правах национально-территориальных образований в ее составе всегда расценивались как сепаратизм (или национал-сепаратизм) и достаточно жестко карались. Отсутствовал сам механизм их реализации, и в силу этого они были лишь ширмой для жестко унитарного по своей природе государства, скрывая всесильную и неограниченную власть центра. Существовали лишь некоторые, чисто внешние атрибуты федерализма, но не реальная федерация с государственностью ее субъектов, пусть даже и в самых слабых их формах.

Пожертвованите на развитие ресурса