Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право России. Учебник — Страница 328 — Ваш юрист

Конституционное право России. Учебник

Конституционное правосудие имеет своим предметом публичные общественные отношения, характеризуемые как отношения власти и подчинения между ее субъектами. Имманентным субъектом этих отношений выступает Конституционный Суд, который обладает властными контрольными функциями и соответствующими властными полномочиями по разрешению дел о проверке конституционности законов и других объектов контрольной деятельности. В основе конституционного правосудия лежит анализ конституционно-правовых отношений, а также реальных правовых отношений, как конституционных, так и отраслевых, сложившихся между государством в лице государственных органов и другими субъектами права, их соответствия между собой.

Как известно, в царской России, почти не знавшей конституции, и во времена СССР не возникало потребностей в создании судебного органа конституционного контроля. Однако это не означало, что конституционный контроль отсутствовал вовсе. Такой контроль возлагался на высшие органы государственной власти 1 . Эта их функция находила то или иное отражение во всех конституциях, начиная с Конституции РСФСР 1918 г. до Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г.

 

1 Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М., 1998.

Конституция РСФСР 1918 г. относила функцию конституционного контроля непосредственно к ведению ВЦИК (ст. 32). Конституционной обязанностью Совета Народных Комиссаров было «немедленное сообщение» ВЦИК обо всех своих постановлениях и решениях. ВЦИК был вправе отменить или приостановить действие любого из этих актов СНК.

Более активно конституционно-контрольная функция стала реализовываться с образованием СССР. В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. контрольная функция и в этот период закреплялась за верховными государственными органами — Съездом Советов СССР, ЦИК СССР и его Президиумом. Своеобразие конституционного контроля в период 1920-х — начала 1930-х годов заключалось в том, что в его осуществлении непосредственное участие принимал Верховный Суд СССР, наделенный конкретными надзорными полномочиями. Но он не был независимым органом, а состоял «при Центральном Исполнительном Комитете Союза СССР», не имел права осуществлять надзор за конституционностью актов высших органов власти, включая Правительство СССР, не выносил окончательных решений, а только вносил свои заключения и представления в органы государственной власти СССР и союзных республик по поводу нарушений и Конституции СССР, и законов. Защите прав граждан уделялось недостаточно внимания. Верховный Суд активно использовал свои полномочия в области конституционного и общего надзора. Среди опротестованных актов, признанных содержащими нарушения союзной Конституции и союзного законодательства, были акты наркоматов и ведомств СССР, союзного правительства, а также постановления ЦИК и СНК союзных республик 1 .

 

1 Конституционный Суд: Справочник / Сост. М.С. Балутенко, Г.В. Белонучкин, К.А. Катанян. М., 1995.

Верховный Суд СССР осуществлял указанную функцию только до 1933 г. Несмотря на позитивное значение, эта деятельность Верховного Суда того периода не была судебным конституционным контролем, а скорее выполняла судебно-консультативную и надзорную функции.

Пожертвованите на развитие ресурса