В соответствии с международно-правовыми нормами федеральное законодательство гарантирует право граждан участвовать в свободных выборах на основе всеобщего и равного избирательного права. Гарантии данного права должны быть также предусмотрены в законах субъектов Федерации.
Принципы участия граждан в выборах являются универсальными.
Впервые в Конституции России прямо предусмотрено право граждан на равный доступ к любым должностям в государственных органах (ч. 4 ст. 32). Право на равный доступ к государственной службе означает равенство исходных возможностей для всех взрослых дееспособных граждан Российской Федерации занять должность в государственном аппарате в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, отсутствие дискриминации по какому-либо признаку при формировании государственных органов. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей. Отбор кандидатов на государственную службу производится на конкурсной основе. Государственная служба — это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации по реализации полномочий государственных органов.
Основополагающим актом в данной сфере является Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» 1 . Он устанавливает основы организации государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также основы правового положения государственных служащих.
1 СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
Право граждан участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ) предполагает их непосредственное участие в судопроизводстве в качестве народных и присяжных заседателей, статус которых определен федеральным законодательством.
Важнейшее политическое право на объединение (на свободу ассоциации с другими) (ч. 1 ст. 30 Конституции РФ) касается политической и иной деятельности в сфере общественной жизни, являясь основополагающим условием существования демократического общества.
Специфика конституционного закрепления свободы объединений в Российской Федерации заключается в том, что, во-первых, в ст. 13 Конституции РФ, положения которой относятся к основам конституционного строя Российской Федерации, гарантируется равенство общественных объединений перед законом и формулируются фундаментальные конституционные запреты на создание и деятельность общественных объединений. Во-вторых, уже в ст. 30 Конституции гарантируются право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свобода деятельности общественных объединений и свобода от принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Право на объединение получило дальнейшее развитие и конкретизацию в Федеральных законах от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» 1 , от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» 2 , от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» 3 .
1 СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
2 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
3 СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.