Порядок реализации рассматриваемой гарантии, в том числе порядок обращения в суд и процедуры судебного рассмотрения, установлен процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. Международная защита. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ в случаях, когда все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты оказались исчерпаны, гражданин может обратиться за защитой своих прав и нарушенных интересов в международные судебные институты. В частности, с 1998 г. граждане Российской Федерации получили возможность направлять индивидуальные жалобы в Европейский суд по правам человека в г. Страсбурге (Франция).
Вместе с тем Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 14 июля 2015 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса РФ, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства РФ и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы», в частности, пришел к выводу о том, что «если постановление Европейского суда по правам человека, вынесенное по жалобе против России, основано на толковании положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, приводящем к их противоречию с Конституцией Российской Федерации, такое постановление… не может быть исполнено».
Таким образом, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод или, к примеру, основанные на ней правовые позиции Европейского суда подлежат реализации только при условии высшей юридической силы — именно Конституции РФ. Касаясь толкования принципа приоритета международного права перед национальным, а также конституционно-правовых коллизий, которые могут возникнуть при толковании, Конституционный Суд РФ сослался на Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г., участником которой является Россия. Это связано с тем, что Венская конвенция устанавливает общие правила толкования договора, которые предусматривают в том числе, что договор должен толковаться добровольно и добросовестно. Конституционный Суд РФ признал, что Закон РФ о ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ряд норм законодательства Российской Федерации не противоречат Конституции РФ. Вместе с тем в Конституции особо оговорена недопустимость имплементации международных договоров, участие в которых может повлечь за собой какие-либо посягательства на основы конституционного строя Российской Федерации 1 .
1 Вестник Конституционного Суда РФ. 2015. № 6.