1 С вступлением в силу Федерального закона от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2014. № 23. Ст. 2927).
Кроме того, с 4 августа 2014 г. 1 введена обязанность для граждан, имеющих двойное гражданство (либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации)), уведомлять об этом соответствующий территориальный орган МВД России.
1 Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ: «Поскольку гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные, вытекающие из законов данного иностранного государства, обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается. Волеизъявление такого лица — в случае избрания его депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти — в процессе реализации депутатских полномочий может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству. Между тем формально-юридическая либо фактическая подчиненность депутата законодательного (представительного) органа суверенной воле не только народа Российской Федерации, но и народа иностранного государства не согласуется с конституционными принципами независимости депутатского мандата и государственного суверенитета и ставит под сомнение верховенство Конституции Российской Федерации» (Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 797-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кара-Мурзы Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Вестник Конституционного Суда РФ. 2008. № 2)).
Действующий Федеральный закон о гражданстве 2002 г. отказался от ряда положений, существовавших в ранее действовавшем Законе РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» 1 (далее — Закон о гражданстве 1991 г.). В частности, прежний Закон признавал возможность гражданства республики в составе Российской Федерации наряду с гражданством Российской Федерации. Положение о республиканском гражданстве было включено во многие конституции республик в составе России.
1 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 6. Ст. 243.
Однако такой подход входил в противоречие с конституционным принципом государственной целостности и единства Федерации.
Данный вопрос стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Судом была выражена следующая правовая позиция: